Мир православный: Безгрешный Спаситель вступил в воды Иорданские вместе с грешниками
автор: Tien | 18-01-2015, 23:29 | Просмотров: 1387
О детских годах Иисуса достоверно известно весьма немногое. В сущности, речь идет о единственном эпизоде, рассказанном евангелистом Лукой. Это повествование о том, как Иосиф Обручник, Дева Мария и отрок Иисус совершили паломничество в Иерусалим и посетили храм. Из Евангелий мы знаем также об Иоанне — великом Пророке, Предтече и Крестителе Господнем, ровеснике Его и сроднике по плоти. Отцом Иоанна был ветхозаветный священник Захария, а матерью — родственница Пресвятой Девы Марии Елизавета. Иоанн был человек праведный. Он рано удалился в Иудейскую пустыню и вел там жизнь аскета и подвижника, питаясь только тем, что давала ему пустыня. Впоследствии Иоанн сделался знаменит среди иудеев своей удивительной проповедью, в которой призывал народ израильский к покаянию. Множество людей стекалось на берег Иордана, чтобы своими ушами услышать этот призыв праведника. И те из них, кто раскаивался в своих грехах, в знак очищения принимали от Иоанна погружение в воды Иордана. Это и было Крещение (по-гречески слово происходит от глагола «баптизо» — «погружать»).
Варили сочиво, или кутью, из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя, заправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость будущей блаженной жизни.
Зерна пшеницы нужно растолочь в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.
Сочельник. Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника 24 декабря проходит в полном неядении. Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.
6 января — Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, — последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В Сочельник день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили иерея Александра Ильяшенко. – Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия? В этом году Сочельник приходится на субботу, поэтому Царские часы совершаются в пятницу. В сам же день Сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста.
Протоиерей Александр Ильяшенко | 06 января 2007 г.
Мир православный: СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН (ТРОИЦКИЙ), АРХИЕПИСКОП ВЕРЕЙСКИЙ
автор: Tien | 27-12-2014, 14:48 | Просмотров: 1437
Святитель Иларион, в миру Владимир Троицкий, родился 13 сентября 1886 года в семье сельского священника Алексея Троицкого. Отец будущего архиепископа служил в селе Липицы Каширского уезда Московской губернии. Кроме Владимира в семье было еще два младших сына — Димитрий и Алексей, а также две дочери, которых звали Ольга и София. Троицкие были родом потомственных священников. О деде Владимира, отце Петре, сохранились сведения как о человеке редкой образованности; среди народа он пользовался великим авторитетом и любовью. Димитрий, средний из братьев, впоследствии принял монашеский постриг с именем Даниил и стал епископом Брянским. Самый младший, Алексей, также избравший для себя стезю священника, сделался преемником своего отца по служению в Липицах. При большевиках он был репрессирован и погиб в лагере. Жизнь семейства Троицких отличалась патриархальной строгостью и неукоснительным следованием православным обычаям. Супруга отца Алексея умерла рано; воспитанием детей после ее смерти занималась ее незамужняя сестра — учительница приходской школы. Нередко ей приходилось брать Володю с собой на уроки читать. А поскольку с раннего детства он все церковные службы проводил на клиросе, он овладел и славянским языком. Будучи пяти лет, он уже читал в храме часы и шестопсалмие.
Мир православный: Правда о святителе Николае. Агиографическое расследование
автор: Tien | 18-12-2014, 12:13 | Просмотров: 1379
Современному агиографу в его работе необходимо проделать труд детектива, быть скрупулезным текстологом древних рукописей, историком, археологом и даже использовать анатомо-антропологические исследования мощей. Потому что в текстах житий святых встречаются ошибки, которые могут вызвать сомнения в самом существовании святого. На самом деле события, описываемые в древних рукописных памятниках о свт. Николае, и персонажи, участвующие в них, не противоречат известным историческим источникам. В последние годы исследователи узнали много нового о святителе Николае Мирликийском. Об этих открытиях нам рассказал председатель православного общества «Скиния», писатель-агиограф, организатор ежегодных международных конференций николаеведов, автор недавно вышедшего исправленного жития святителя Николая Александр Владимирович БУГАЕВСКИЙ. Почти семнадцать веков прошло со времени блаженной кончины святителя Николая. Тысячи новых статей и книг о великом Мирликийском епископе опубликовано только за последние сто лет. Что же изменилось в нашем знании о Николае Чудотворце? С ХIХ века, когда был выпущен наиболее полный сводный труд о житии, чудесах и иконах святителя, эти сведения изменились весьма сильно, а в некоторых случаях даже кардинально. Поскольку в прошлом веке тысячи храмов и монастырей были частично разрушены или вовсе уничтожены, множество икон бесследно исчезло, и описания святынь, приведенные в этом труде, расходятся с реалиями нынешнего времени.
Пресвятая Богородица родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Они были женаты много лет, но детей так и не имели. Однажды, Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву. Но служитель не принял ее. В те времена бесплодие считалось свидетельством Господней немилости. Обиженный и страдающий Иоаким удалился из храма, но не вернулся домой. Он сорок дней провел в посте и молитве, прося Господа о ребенке. Его жена Анна тоже молилась об этом. Супруги пообещали посвятить чадо Богу. И молитвы Иоаким и Анны были услышаны. У них родилась дочь Мария. Согласно данному обету, когда девочке исполнилось три года, ее привели к храму в Иерусалиме. В него вело пятнадцать довольно высоких и крутых ступеней. И тут совершилось знамение – никем не поддерживаемая Мария смело взошла по лестнице вверх. Священник по какому-то таинственному вдохновению ввел девочку в «Святая Святых». Туда не дозволялось входить женщине, да и не все священники могли там быть. Марию оставили при храме и она жила там до четырнадцати лет. В церковных песнопениях этот день называется предвестием Божия благоволения к людям.
Мир православный: Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий
автор: Tien | 17-11-2014, 13:50 | Просмотров: 1267
День памяти стал важным инструментом в контексте глобальных усилий по сокращению числа жертв дорожно-транспортных происшествий. Он обеспечивает возможность обратить внимание на масштабы эмоциональных страданий и экономических потерь, сопряженных с дорожно-транспортными происшествиями, и должным образом оценить страдания жертв дорожно-транспортных происшествий, а также работу служб поддержки и спасения (www.un.org). 16 ноября 2014 года в нашем храме по окончании Божественной литургии протоиерей Олег Шуршалов отслужил панихиду о всех погибших в дорожных происшествиях и обратился к прихожанам с проповедью, в которой подчеркнул, что неукоснительное соблюдение правил дорожного движения, внимательное и уважительное отношение водителей и пешеходов друг к другу – это не только важнейшее условие безопасного передвижения любого человека, оказавшегося вне дома, но и христианский долг каждого верующего.
автор: Tien | 11-11-2014, 16:39 | Просмотров: 1354
День памяти мц. Параскевы для прихожан Алексиевского храма д. Середниково является престольным праздником, поскольку 10 ноября 1824 года один из церковных приделов был освящен во имя этой почитаемой в России святой. 10 ноября 2014 года праздничное богослужение в нашем храме завершилось крестным ходом. В книге священника Алексия Терновского, составившего (в 1908 году) летопись храма со времени его возникновения, мы читаем: «Графиня Салтыкова устроила придел во имя Мученицы Параскевы, пристроив его с западной стороны храма…». Как гласит предание, Параскева родилась в семье богатого сенатора, но уже в юности решила вести аскетическую жизнь. Когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, святую Параскеву схватили, подвергли жестоким мучениям и обезглавили. Прозвище Пятница — перевод имени Параскева (родители назвали дочь так, потому что почитали пятницу — день крестных страданий Господних). Кроме того, почитание Параскевы соединилось с культом славянского божества Пятницы — покровительницы женщин и матерей. Если именины святой выпадали на пятый день недели, это считалось особенным праздником. В любом случае неделю, на которую приходился день Параскевы, называли Пятницкой неделей. Параскева-Пятница считалась «бабьей святой», покровительницей семьи и брака.
Мир православный: ПРОПОВЕДЬ НА ДИМИТРИЕВСКУЮ РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ
автор: Tien | 31-10-2014, 12:51 | Просмотров: 2228
Иеродиакон Гавриил (Оптина Пустынь)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Какая польза человеку если и весь мир приобретет, а душе своей навредит...»
Вопрос о будущей загробной жизни вольно или невольно заставляет задуматься каждого разумного человека. С ним рано или поздно сталкивается и религиозный человек, и человек равнодушный к религии. Нельзя убежать от размышления о том, что с нами будет после смерти, существует ли загробная жизнь и в чем она состоит. Мы, верующие, знаем, что будущая жизнь есть, в чем удостоверяет нас откровение Божие. Господь, исправляя заблуждение саддукеев, отрицавших воскресение мертвых, говорил им: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».
автор: Tien | 27-10-2014, 13:30 | Просмотров: 1266
23 октября наш храм в деревне Середниково посетила группа паломников из Центра общественного просветительства "Бирюзовый дом". Гостей тепло встретили сотрудники храма. Старшим регентом Ириной Тоболевой была проведена экскурсия по храму и прилегающей к нему территории с рассказом об исторических событиях, связанных с этим местом и о современной жизни прихода, в частности, о занятиях с детьми и взрослыми прихожанами, о работе школы иконописи. Гостей так заинтересовало иконописное дело, что после экскурсии все направились в иконописную мастерскую, где, помимо осмотра выставленных работ, паломники смогли пообщаться с руководителем школы, художником Алексеем Сафоновым и его учениками, узнать много нового и интересного о создании икон. А в приходской трапезной гостей ждал горячий чай с пирогами.