28 июля Православная Церковь традиционно празднует день памяти св. равноап. князя Владимира и день Крещения Руси.
Сегодня существует достаточно много исторических спекуляций от довольно безобидных до откровенного порицания процесса христианизации Руси. Дескать, славяне потеряли больше, чем приобрели. Давайте немного об этом и поговорим.
Иногда можно услышать мнение о том, что с принятием крещения славяне утратили свою национальную и религиозную идентичность, предали, что называется, веру отцов, ушли от своих корней. Дабы понять, что все это огульные заявления не нужно быть академиком, а попросту достаточно взглянуть, что же являл собой языческий славянский культ в Х веке.
Это была «сборная солянка» всего, что можно представить: и магия, и анимизм, и фетишизм, и тотемизм и культы мертвых и природы, которые делились еще на несколько «подразделений» и т.д. К этому еще нужно добавить, что подавляющее большинство известных нам богов славянского пантеона (если о таком вообще можно говорить) имели варяжское или скандинавское происхождение. Рассказывать об утрате некой национальной идентично также не представляется возможным хотя бы потому, что понятие «нации» появилось только в XVI веке и относилось к студенческим корпорациям европейских университетов.
Обратимся к примеру – бог солнца – одно из главных божеств славян, имел несколько имен: Даждьбог, он же Ярило, он же Хорос. Волос у одного племени почитался покровителем скота, а, образно говоря «через дорогу», покровителем торговли. Есть еще и такие загадочные и сложно идентифицируемые имена как Мокошь, Дый, Переплут, Симаргл и т.п. Не существовало у наших далеких предков и специальных служителей – жрецов, а только волхвы, «служение» которых носило довольно хаотичный и индивидуальных характер, состоящий в основном из прорицаний будущего и некоторых других «сверхъестественных» фокусов. Выводы напрашиваются сами собой: у славян не было никакого единого сформированного языческого культа, выражавшего некую национальную или культурную идентичность.
Все перечисленные факторы никак не способствовали формированию государственности, единению племен, а потому и подтолкнули князя Владимира к проведению религиозной реформы. Как мы знаем, изначально он попытался преобразовать само язычество, предприняв некую систематизацию всего славянского культа. Это мероприятие принесло определенные плоды, но они носили довольно поверхностный характер. Не нужно смотреть на наших предков как на дикарей, точнее когда-то они и были дикарями, но к Х веку все-таки считали себя принадлежащими к семье европейских нардов. При этом лишь они и венгры еще оставались язычниками, что только препятствовало развитию межгосударственных отношений. Очевидно, что это прекрасно понимал и такой дальновидный и мудрый правитель как князь Владимир. Однако же не только политическими выгодами все ограничивалось. Достаточно известный историк Владислав Петрушко, отмечает, что славянский языческий культ времен князя Владимира представлял собой страшное и сатанинское, по своей сути, явление. Ужасные и свирепые ритуалы дополнились еще невиданными доселе человеческими жертвоприношениями. Все это видел и осознавал князь Владимир, понимая, что преобразования должны произойти не только в области политики, но и в области мировоззрения, и в области нравственности.
К 988 году еще не произошел Великий раскол, но креститель Руси принимает христианство от Византии, а не от Рима. Да, держава ромеев в то время была еще довольно сильной, однако же, по суше Руси граничила с государствами христианизированными латинянами. Некоторые историки полагают, что это привело к определенной изоляции, так как теперь внешние культурные сношения ограничивались довольно узкой группой православных народов в самой Византии и на Балканах. Можно по-разному относиться к этому мнению, но несомненно, что при проведении религиозной реформы наш равноапостольный князь руководствовался не только политическими или культурными выгодами, но и сердцем. Летопись часто является нарративным источником информации, однако учитывая все сказанное, нельзя не доверять всем нам известному рассказу о выборе веры князем Владимиром, изложенном в «Повести временных лет». Реальные события, может, и не были идентично такими, но в неискренности крестителя Руси обвинить никак нельзя.
Давайте теперь остановимся все-таки не культуре. Исходя из сказанного, напомним о двух основных «негативных» факторах, которые породило принятие Русью Православия и которые так часто нам подсовываю наши оппоненты: 1. славяне утратили свою культуру; 2. славяне не приобщились к более широкой и разнообразной западноевропейской культуре. Опровергнуть оба утверждения очень несложно, ведь «потери», по сравнению с приобретениями были настолько мизерными, что о них и говорить не приходится. Кроем того, вряд ли кто-то станет спорить с тем, что в Х столетии Византия еще не утратила своего «блеска» и являла собой действительно культурный и научный центр всего средиземноморья.
Каждый народ имеет свои особенности. Если говорить о славянах, то нам свойственно образно-символическое восприятие мира, некий максимализм, выражающийся в стремлении достичь «вершины» одним порывом воли. При таком художественно-эмоциональном восприятии мира именно Православие наиболее гармонично «вписалось» в души русичей, что и нашло отражение в тех впечатлениях, которыми описано посещение послами князя Владимира собора Святой Софии в Константинополе. Этот отрывок летописи многим хорошо известен, но давайте в праздник перечитаем его еще раз: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».
Христианизация Руси не была одномоментной, язычество еще довольно долго сопротивлялось, само в этом сопротивлении христианизируясь. Крещение Руси дало толчок к развитию образования, письменности, архитектуры, литературы, музыки, живописи и пр. При храмах и монастырях организовывались школы, переписывались книги, составлялись летописи.
Даже тот фактор, что христианство, в отличие от язычества, характеризуется высокоразвитой письменностью – говорит о многом. На Руси начинает развиваться культура переводов, достаточно вспомнить хотя бы о том, что «Иудейская война» Иосифа Флавия была переведена уже при Ярославе Мудром. Он же, в 1054 году, сам основывает школу для 300 детей в Новгороде. Акцент в образовании ставился на обучении письму, чтению, основам христианской веры и арифметике. Развитие государственной деятельности, строительство храмов и замков, развернувшиеся после принятия христианства, требовали высококвалифицированных служащих и рабочих. Именно поэтому наравне с общеобразовательным процессом, возникает необходимость создания специализированных школ пения, резьбы, живописи, кузнечества, а также подготовки кадров для служения на административных и церковных должностях.
Активное развитие внешней политики, также как мы помним спровоцированное принятием христианства, поставило вопрос о подготовке дипломатических миссий, для которых требовались люди со знанием греческого и латинского языков. Князь Владимир создает в Киеве школу для местной знати, получившей в 1037 году, при Ярославе, новый активный виток развития. По сути, это было первое высшее учебное заведение на Руси, появившееся на свет на сто лет раньше вузов Западной Европы.
Центром просвещения стал и Киево-Печерский монастырь. Здесь готовили не только будущее духовенство, но и врачей, переводчиков, художников, калиграфистов.
Все перечисленный факторы, список коих можно продолжать еще долго, способствовали развитию на Руси тогдашней науки, центром которой являлось, конечно же, богословие. Помимо Киева и Новгорода, образовательные центры возникают в Чернигове, Галиче, Владимире-Волынском, Полоцке. Важно, что именно духовенство во всем этом образовательном процессе было основной движущей силой.
Если подойти к факту Крещения Руси максимально беспристрастно, то им были порождены и некоторые негативные явления, чего не скрывают многие историки. Однако же очевидно, что положительные последствия (даже если не брать в расчет духовную составляющую) многократно перевешивают над отрицательными, которые становятся настолько незначительными, что только настоящий профан будет продолжать жалеть об уничтожении древнеславянской культуры и религии.
Кому сильно хочется вернуться к язычеству, то пусть возвращается и к быту, и к образу жизни славян IX-X веков, а мы будем идти вслед того вектора, который задал наш равноапостольный князь Владимир Великий более тысячи лет назад.
Протоиерей Владимир Долгих
источник: pravlife.org