В среду 8 сентября 2021 года Православная Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери, по молитвам к которой в XIV веке удалось спасти Москву от нашествия хана Тамерлана.
В 1395 году к Москве приближался непобедимый и беспощадный среднеазиатский вождь Тимур-Тамерлан с огромной армией. Чтобы представить себе весь ужас сложившейся ситуации не только для Москвы, но и для всей России, стоит вспомнить, что великий завоеватель не проиграл в своей жизни ни одной битвы, а его армия тогда была, без сомнения, самой сильной в мире.
Московское же княжество к тому времени было слабым, только-только встающим на ноги данником татарского хана Тохтамыша. Конечно же, ни о каком реальном сопротивлении войскам Тамерлана не могло быть и речи. Вопрос стоял не только о судьбе Москвы, но и о будущем всего русского государства.
Митрополит Киприан послал во Владимир посольство за главной святыней Руси – чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, а молодой князь Василий I мужественно вышел со своим небольшим войском навстречу непобедимому неприятелю.
Тамерлан был к тому времени в 100 километрах от Москвы. Его войска только что сожгли Рязань и Елец и отдыхали на берегах Оки. Тамерлан спал в своем шатре перед незначительным боем с русской дружиной и трехдневным конным походом на Москву. И вдруг ему приснился сон…
Согласно летописям, перед ним предстала облеченная во свет величественная Жена и грозно повелела оставить московские земли. Это произошло как раз в то время, когда на месте нынешнего Сретенского монастыря москвичи и встретили («сретенье» по-славянски – встреча) Владимирскую икону Божией Матери и опустились перед ней с молитвой на колени. Проснувшись, Тамерлан срочно созвал своих советников, и те растолковали ему, что величественная Жена – это Заступница христиан, Пресвятая Богородица.
Наутро Тамерлан повернул свои полки на юг и, разоряя все на своем пути, направился к столице Золотой Орды городу Сарай, который разгромил с особой яростью. При этом в битве недалеко от нынешнего Саратова он уничтожил войска хана Тохтамыша, чем, кстати, нанес смертельный удар Золотой Орде, вассалом и данником которой более двух столетий была Русь.
До сих пор историки недоумевают и строят всевозможные гипотезы, почему Тамерлан принял решение уйти без добычи, находясь рядом с практически беззащитной Москвой. Русское государство было спасено, и с тех пор каждый год 8 сентября по новому стилю Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери, чествуя Пресвятую Богородицу, избавившую Русь от разграбления и гибели.
Что такое двусторонние иконы
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Согласитесь, не часто случается видеть в храме оборотную сторону иконы. Образы, стоящие в иконостасе, вдоль стен или у столпов, а также лежащие на аналое в центре храма, развернуты к молящимся лицевой стороной с изображением святого или праздника. Обратная сторона икон остается невидимой. В большинстве случаев тому есть простое объяснение. На обороте находятся специальные приспособления — шпонки, они служат для укрепления иконной доски. Тыльная сторона небольших икон может быть тоже закрыта тканью, так называемой «рубашкой». Ее можно видеть на старых иконах.
Между тем в православной иконописной традиции существуют и двусторонние образы, то есть несущие святые лики на обеих сторонах иконной доски. Такие иконы совсем не редкость! Наверное, самый известный и почитаемый в Русской Церкви двусторонний образ — это византийская икона XII века «Богоматерь Владимирская». Главное изображение — Богородица с младенцем Христом. В XV веке на обороте написали символический образ «Этимасия» — престол, уготованный Господу, с лежащими на нем орудиями страстей Иисуса Христа (крест, терновый венец, гвозди, копье и губка, смоченная в уксусе). В древности там помещалось другое изображение, предположительно, святителя Николая.
В храме двусторонние иконы устанавливают в алтаре за престолом, откуда выносят во время крестных ходов, тогда становятся видны оба изображения. Они могут стоять и в в самом храме в специальных киотах, как, например, большой образ XI века Богоматери Одигитрии со св. Георгием на обороте из Успенского собора Московского Кремля. А вот знаменитые иконы-«таблетки» XV века из Софийского собора в Новгороде с праздниками на одной стороне и фигурами святых на другой использовались в качестве минейных. Их выкладывали для поклонения на аналой в соответствующие дни церковного года.
источник: журнал Фома