свщ. Константин Пархоменко
О третьем чуде воскрешения, знаке наступления новой эры, рассказано в 11-й главе Евангелия от Иоанна.
Евангелист сообщает, что у Христа есть друг. Зовут его Лазарь. И вот Иисусу говорят, что его друг серьезно болен.
Находясь на расстоянии часа пути от Вифании, селения, в котором жил Лазарь, Иисус не спешит исцелить друга. В 4-м стихе объясняется причина: болезнь Лазаря – к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
Лишь через три дня Спаситель говорит ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда.
Для Христа, как и для Его учеников, идти в Иудею – значит идти навстречу смерти.
Вспомним, что тема Прославления Сына Божия тесно связана с темой Крестной смерти – Прославлением Евангелист Иоанн называет и чудеса Христа, и Его Страдания, и Крестную смерть. Несомненно, что смерть и воскрешение Лазаря как-то связаны со Смертью и Воскресением Самого Господа. Как?..
Смерти Христос не боится. Возможно, что в Иудее Его схватят и убьют. Но испуганным ученикам Он говорит загадочные слова: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
Что это значит? Как для дня Бог определил известную продолжительность (12 часов), так и для Служения Христова определено время и срок. Не надо бояться опасностей, потому что раньше, чем то определено Отцом Небесным, Христа не схватят и не убьют. Иисуса ведет Его Отец, да и Сам Христос – Свет миру; Он знает, что нужно совершить, знает, что все осуществится в назначенное время…
Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
Здесь обращает на себя внимание реакция Иисуса на смертельную болезнь друга: Лазарь умер; и радуюсь за вас… Почему Христос радуется? Дабы уверовали… когда чуть позже увидят чудо.
Зная о том, что Он скоро и Сам будет схвачен и убит, представляя, что переживут ученики, видя, что их Учитель, ради Которого они все оставили, – мертв, Спаситель… совершает чудо воскрешения Лазаря, чтобы уверить их: смерть может быть побеждена!
И это чудо воскрешения Лазаря – самое очевидное, самое сильное тому доказательство.
…Иисус с учениками подходит к Вифании.
В то время возле постели тяжелобольного собирались друзья, родственники. Они плакали, выражая больному сочувствие, пели псалмы, молились. Когда больной умирал, все начинали плакать. Приходили и плакали соседи. Нам такое выражение горя кажется неуместным, однако это было обязательным элементом погребального обряда. Вот почему, подчеркивая, что смерть Лазаря была подлинной, настоящей, – приближаясь к его дому, заплакал и Иисус…
Сразу после смерти тело начинали готовить к погребению. Похороны происходили в день смерти.
Иудеи знали, что египтяне владели искусством бальзамирования умерших, но сами тела не бальзамировали. Они обмывали тела, заворачивали их в погребальные пелены. Ноги и крестообразно сложенные руки перевязывали полоской материи. Также лентой перевязывали лицо, поддерживая нижнюю челюсть. На глаза клали монеты, чтобы во время посмертных процессов глаза не открылись.
Тело на носилках относили ко гробу – пещере, которая заваливалась затем большим камнем. Иногда пещеры, например естественного происхождения, были очень большими, и в таких пещерах устраивали полки или ниши для отдельных погребений. Тело покойного клали на полку, посыпали благовоньями. Иногда такую отдельную полку в пещере могли заложить большим камнем и замазать гипсовым раствором.
Через год, когда плоть разложится, собирали кости и складывали их в оссуарий – сосуд, ковчег или, если гробница принадлежала небогатой семье (гробницы были семейными), в ямку в самой гробнице.
Однако вернемся к Лазарю. Он умер и находится во гробе уже четыре дня. Смерть произошла, и кажется, что никакой надежды больше нет. Процессы разложения в Палестине происходят очень быстро. В Талмуде сказано: «Три дня (после смерти) душа парит над телом, стремясь вернуться в него, но когда видит, что облик его меняется, тогда отходит» (Левит Рабба на Лев. 15, 1-2). В другом раввинистическом тексте читаем: «Скорбь во всей ее силе длится три дня, пока еще вид лица можно распознать» (Рабба на Когелет 12.6 §1). То есть на третий день лицо покойника менялось до неузнаваемости.
Вспомним слова Марфы, сказанные о Лазаре: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11:39).
Эти слова показывают, что нечего и пытаться оживить брата, всякая надежда потеряна, его лицо уже изменило вид.
Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.
Марфа верит, что брат воскреснет… Однако, согласно иудейским представлениям, считает, что он воскреснет вместе со всеми, в Последний, вернее Судный, День. Но этот Последний День уже сегодня заключен во Иисусе Христе.
Иисус произносит потрясающие слова: Я есмь воскресение. «Иисус есть воскресение, Свое Собственное и воскресение каждого человека, потому что в Нем была жизнь (Ин 1:4); Он пришел, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин 10:10); в Нем явилась жизнь (1 Ин 1:2)! Благодаря Своей Богочеловеческой Личности, дающей Ему возможность выйти за пределы времени, Иисус развивает эсхатологию, которая является и будущей (Верующий в Меня если и умрет, оживет), и уже совершившейся (Верующий в Меня не умрет вовек)» (П. Дюмулен).
Марфа зовет Марию, и та, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу.
Христос, видя плачущую Марию, причитающих евреев, – восскорбел духом и возмутился. Если же перевести дословно – зарычал духом и взволновался. Такая реакция, скорее всего, означает гнев. Иногда комментаторы говорят, что Спаситель, искренне любящий Лазаря, мог разгневаться на лицемерных иудеев, притворно плакавших по почившему. Однако плач по покойнику часто и был лишь обычаем, ритуалом. От такого плача-причитания не требовались подлинные чувства. Скорее всего, гнев Христа обращен на саму смерть – это следствие поврежденности мироздания. Смерть не щадит ни стариков, ни молодых. Она притязает на то, чтобы разорвать узы даже самой глубокой и нежной любви. Смерть оставляет позади себя плачущих людей, осиротевшие семьи…
«Где вы положили его? — Пойди и посмотри. Иисус сталкивается со смертью лицом к лицу, Он приходит именно затем, чтобы ее увидеть. Иисус прослезился, или, точнее, пролил слезы, потому что глагол, использованный здесь, — иной, чем при описании плача Марии. Христос, в отличие от нее, плачет не от печали, Он потрясен до глубины существа: через смерть Лазаря Он, Жизнь, встречается со смертью, в какой-то степени — Своей Собственной смертью. Его человеческая природа напряжена и как бы “расширена” до предела; то, что происходит в Нем, почти невыносимо для человека, даже Совершенного: Он перед лицом тайны смерти. Иудеям уже известна Его власть над болезнью, но не над смертью, и поэтому, “скорбя внутренно”, Он вступает на путь, ведущий ко гробу, – путь Лазаря, но каким-то образом и Свой Собственный» (П. Дюмулен).
Иисус не вскричал, как плакальщики, Он плакал беззвучно, скорбя оттого, что смерть царствует в мире.
Подойдя к пещере, заваленной камнем, Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
Христос молится, как бы утверждая этим, что Он связан с Отцом: Он от Отца и творит волю не Свою, но волю Отца Небесного.
Однако не молитва Отцу воскрешает Лазаря, эту молитву Христос творит «для народа». Лазарь воскресает по воле и по зову Самого Христа!
…На многих древних иконах изображены сестры Лазаря, зажимающие нос от запаха тления. Но Иисус не зажимает нос, не отворачивается от смерти в ее неприглядности. Потому, что смерть должна быть побеждена. Он восклицает: Лазарь! иди вон!
Блаженный Августин как-то заметил, что, если бы Христос не прибавил имени Лазарь, в этот миг из своих могил вышли бы все умершие…
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
Обратим внимание на одну деталь. Евангелист намеренно акцентирует наше внимание на том, что воскрешенный обвязан погребальными пеленами.
Он связан! Был повит пеленами и связан лентами и умерший и погребенный в пещере Иисус. Но когда Он воскреснет, Он пройдет сквозь повязки. Эти белеющие во тьме гроба пелены будут замечены и запечатлены в памяти, о них расскажут Евангелия. Здесь пелены, и в Гробе Христа – пелены.
Лазарь обвязан пеленами. Он пока еще пленник этого мира. Воскресший Христос – воскресает в преображенном человечестве. Он свободен от этого мира, и поэтому Его пелены остаются лежать во Гробе. Лазарь доживет отмеренный ему остаток лет и умрет, Воскресший Иисус никогда не умрет. Воскресение Иисуса – не шаг назад, к прежней жизни, а шаг вперед, к новой.
Итак, чудо. Но, как уже говорилось, чудо, прежде всего, – не эффектная демонстрация Божественного Всемогущества (хотя и это тоже), а – знак, знамение.
Говоря о событии воскрешения Лазаря, нужно увидеть больше, нежели возвращение к жизни покойника.
Во-первых, весь рассказ о Лазаре насыщен темой смертной угрозы. Смерть Лазаря, смертельная опасность, грозящая от иудеев Иисусу, готовность Апостола Фомы умереть вместе с Учителем (11:16). И на этом фоне разворачивается учение о Воскресении и Жизни в диалоге Марфы и Христа. Из этого диалога мы что-то начинаем понимать. Что? То, что Христос – начало жизни для всякого человека, все равно – живого или умершего. Христос – есть Сама Жизнь.
Далее: рассказ о Лазаре, несомненно, параллелен рассказу о Смерти Самого Христа. Три дня во Гробе, камень, которым закрыт вход в могилу, погребальные повязки… Эти подробности врезаются в память читателя, который усматривает некий параллелизм между погребением Лазаря и погребением Христовым. Трудно думать, чтобы этот параллелизм был случайным.
Этот рассказ в самом деле запараллелен рассказу о Смерти и Воскресении Христа. Он сохранен раннехристианским преданием и вставлен в Евангелие перед повествованием о Страданиях и Смерти Христовой, чтобы показать – смерть не одолеет Иисуса!
Иисус расторгнет узы смерти так же легко, как сделал это в случае с Лазарем.
Победа над смертью была одержана в случае с Лазарем, в случае с Самим Господом Иисусом она будет силою Христовой осуществлена и для нас!
Именно так понимали событие воскрешения Лазаря святые отцы и сама Церковь. Именно поэтому Церковь празднует воскрешение Лазаря за несколько дней до Пасхи, а в тропаре праздника поет: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже…»
Празднуя память воскрешения Лазаря накануне Входа Господня в Иерусалим, то есть связывая это событие с темой Страстей, Смерти и Воскресения Христовых, Церковь нарушает хронологию событий. Согласно свидетельству Священного Писания, Вход Господень в Иерусалим отделен от воскрешения Лазаря неопределенной продолжительности пребыванием Иисуса с учениками в стране близ пустыни, в городе, называемом Ефраим (ср. Ин. 11:54). «Литургическое предание не оставляет места для этого перерыва. Но нарушение евангельской хронологии оттеняет внутреннюю связь между двумя событиями, из которых одно – Торжественный Вход – есть Предпразднство Воскресения Христова, а другое – Воскрешение Лазаря – есть прообраз его» (еп. Кассиан Безобразов).
Примечательно, что чудо воскрешения вызвало ненависть иудеев. Одних людей чудеса, совершенные Христом, приводят к вере. Других – замыкают в ненависти. Но ни остановить, ни затормозить процесс обращения ко Христу Его ненавистники не могут. В Ин. 12:19 фарисеи исповедуют свое бессилие перед Иисусом словами: весь мир идет за Ним.
Весь мир идет за Ним! Ненависть противников Христа, противников Света и Жизни, сторонников тьмы и преходящего века сего, была и две тысячи лет назад, есть она и сегодня.
Но Христос говорит Марфе: Если будешь веровать, увидишь славу Божию. Так сказано Марфе, но эти же слова обращены и к нам.
Веровать – значит видеть за рассказом о чуде его духовный смысл. Веровать – значит доверять Богу. Он воскресил Лазаря – Он Сам Воскрес – Он нас воскресит!
Но трудно верить, когда не видишь глазами. Но верить нужно не только в видимое, иногда нужно доверять сердцу: Блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20:29)…
Лазарь вернулся к жизни. Древнее предание сообщает, что после пробуждения от смертного сна Лазарь спросил Христа: «Должно ли ему будет умереть во второй раз?..»
Впоследствии Лазарь удалился из Вифании, где его как живого свидетеля силы Христовой преследовали иудеи. В скором времени его поставили епископом на острове Кипре, где он и скончался через тридцать лет.
И еще одно, последнее.
Все толкователи Нового Завета отмечали странную неторопливость Христа, получившего известие о болезни друга. Христос находится на расстоянии трех километров («стадий пятнадцати») от больного друга и не спешит прийти к нему на помощь. Сам Спаситель объясняет причину: болезнь Лазаря – к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
Воскрешение Лазаря – предваряет и победу над смертью, которая осуществится в жизни Самого Христа.
Но отметим и еще одну деталь. Если бы Иисус поспешил в Вифанию, пришел бы и исцелил Лазаря, «то этим, – как верно замечает архим. Амвросий (Погодин), – было б восстановлено мирное благополучие этой благочестивой семьи и ничего более, и так бы они жили, пока последующая война с римлянами, если бы они дожили до нее, не смела бы с лица земли и их дом, и все их безобидное благосостояние. А так как это случилось: произошло потрясающее событие в их жизни: Лазарь умер при безутешной скорби его сестер, но, вот, пришел Христос и воскресил его от смерти и даровал ему новую жизнь. После сего, Лазарь быть тем, кем он был до сих пор, уже не мог, и с новой жизнью он стал и новым человеком. Ни Марфа, ни Мария уже не оставались теми, что были… Им всем было суждено от мирного домашнего благополучия перейти к взлету и подвигу и вписать свои имена в Книгу Жизни и даже в книгу Жития Святых».
Очень часто и нам кажется, что Христос должен вмешаться в нашу жизнь, прийти и совершать чудо. Но Он медлит. Медлит не потому, что равнодушен или не слышит. Просто Он знает, как лучше и что лучше. А мы должны Ему доверять. Ибо все, что ни случается, – к Славе Божией!
Итак, три воскрешения. Воскрешения в Евангелии указывают на то, что пришел Победитель смерти. И смерть, и ад содрогнулись и отдали троих. А потом иных.
Вспомним постоянно повторяющийся мотив: смерть – сон.
Девица не умерла, но спит.
Лазарь, друг наш, уснул.
Это потому, что с приходом Христа смерть перестала пугать. Смерть – это сон (успение), это покой (отсюда слово покойник). Верующий во Христа если и умрет, оживет (Ин. 11:25).
И тут мы подошли к самому прекрасному чуду, которое явил Христос, – чуду Его Собственного Воскресения, победы над смертью в Самом Себе.
Источник: Православная сеть Елицы