И когда, бездомный Странник, Он отказался от десяти легионов ангелов, Он сделал это для того, чтобы пойти еще дальше – далее Вавилона, в плен, из которого нет возврата, в плен, разлучающий не от земного Храма и присутствия Божия в нем, но разлучающий от Бога навек. Ибо мертвые не поют Господу (Пс.113:25).
«Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы на Горнем месте, высокими умы, вернии приидите насладимся» (Служба Великого Четверга)
Иисусе, Христе мой, Царю всех, что ища к сущим во аде пришел еси? Или род свободити человеческий? (Статии в Великую Пятницу)
На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет его, Владыко, даже до ада снисшел еси, ища (Статии в Великую Пятницу)
Теперь Он сотворил все новым – обновляя делами Великой Субботы Своей,
«ибо Ты изменяешь все, Спаситель мой, и обновляешь, покоясь, – и к Себе привлекая» (пер. о. Амвросия (Тимрота); на церковнославянском: «преводиши бо всяческая и обновляеши, субботствуя Спасе мой, и назидая») (Канон Великой Субботы).
И свидетели Его – от ангелов и от человек, и видел это в пророческих видениях Аввакум:
«И навел еси на море кони Твоя, смущающия воды многи». (Авв. 3:15)
Это – часть так называемого «псалма пророка Аввакума» (Авв. 3:1-19). В нем говорится о победоносном шествии Бога, повергающего врагов, Божественного Воина средь тьмы и бездн, восседающего на колеснице, Совершающего среди морских бездн Свое новое и прекрасное творение – как в Исходе из Египта был создан народ Израильский.
«Всел еси на ангелы, якоже на кони, Человеколюбче» (Канон Бесплотным)
– и на кони иные, на вестников-апостолов Своих:
«Всел еси на кони, апостолы Твоя, Господи» (Канон святым апостолам Петру и Павлу)
«и прият рукою Твоею вожда их, и спасение бысть еждение Твое»
«Ввел еси в море Твоя кони, апостолы, Спасе, и просветиша языки, к Твоему познанию привлекше, Владыко» (Служба св. Иакову, брату Господню) -
потому что до конец Вселенной засвидетельствовали они, что тем, кто верует во имя Его, дана власть быть чадами Божиими (Ин.1:12), рожденными в Царство неколебимое. Вот она, Гора Господня – и свидетели Его, мученики, носящие имена Флор и Лавр, процветшие в жизнь вечную, жизнь Христову, как древа вместе с лозой — Христом, в хороводе Его .
«Да ликуют вместе все дерева дубравные пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю» (1 Пар.16,33)
И Ангел с ними – как свидетель от небесных сил. И напоминает этот Ангел, стоящий на верху сияющей скалы Духа, полной жизни и коней, играющих и скачущих у источников водных, о Том Ангеле Великого Совета, что сошел в печь с «сущими о Азарии», о Сыне Божием, ходящим посреди пламени среди росы с отроками в Вавилоне.
Одним из символов христианина в Древней Церкви был конь, жеребенок Христов – и полна гора Христова жеребятами Его.
И черный конь, и белый теперь послушны всадникам – кончилось время той дисгармонии, о которой говорил античный мудрец Платон, сравнивший внутренний мир человека с двумя конями, черным и белым, один из которых стремиться ввысь, а другой в пропасть. Теперь и черный конь , природа человеческая, уже не тянет человека в пропасть – ибо прежнее прошло, ибо все новое (Откр.21:5), обновленное, перестихийствованное во Гробе Странника, изменившего Собою и в Себе мир. Мир, который ликует пред лицем Его.
Вышли кони на стремнины –
счетом – тьмы, и тьмы, и тьмы.
И наполнились долины,
и понизились холмы.
Веселятся в реках волны,
словно сотни жеребят,
и цветов долины полны,
чей бессмертен аромат.
И к нетленью всё вернулось
от бессолнечных глубин.
Счастлив, чьей души коснулось
ликование долин!
Источник