Поскольку это были люди великие, про которых все слышали, их мученичество особенно сильно свидетельствовало о Христе, об истине Христовой веры, Воскресении Христа, о победе Воскресшего Христа над смертью. Поэтому Церковь и установила для них особый чин – великомученики.
Великомученик Димитрий жил в первые века, был военным, полководцем, служил в языческом воинстве, и когда спросили, кто христианин, он, один из предводителей войска, вышел вперед. Для римлян это был скандал, а для Церкви – великая слава, потому что видя страдания и стойкость великомучеников, множество язычников обращалось ко Христу.
Пользуясь средневековой терминологией, великомученика Димитрия можно назвать князем, потому что князь – это изначально военачальник. Это тот, кто водит за собой войско и строит город, крепость, таким образом укрепляя свою власть. Именно потому, что великомученик Димитрий Солунский был князем, в его честь называли многих князей на Руси. В том числе и Димитрий Донской, который предводительствовал русским войском во время Куликовской битвы, имел своим небесным покровителям великомученика Димитрия. Куликовская битва, как мы помним, состоялась в 1380 году, 8 сентября по старому стилю.
Димитриевская родительская суббота в этом году совершается 2 ноября, то есть прошло более полутора месяцев. Это время понадобилось для того, чтобы захоронить всех воинов, павших в Куликовской битве. Когда поле Куликово разобрали от тел, и всех православных, погибших в этой битве, с честью похоронили, было принято решение отслужить общую заупокойную службу обо всех воинах, павших на Куликовом поле. Приурочили это к памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя победителя – князя Димитрия Донского.
Почему именно в субботу? Потому что суббота еще в дохристианское время выбрана для особого поминовения усопших. Если копать глубже, то уже в Священном Писании говорится о субботе как о дне покоя. Мы привыкли считать ее шестым днем недели, которую отсчитываем с понедельника. Но изначально суббота, по-еврейски шабат, — седьмой день недели. А воскресенье – первый день недели после субботы. Именно воскресенье – начало седмицы, как по-славянски называется наша неделя.
Так вот, еще когда в первых главах Библии описывается Творение, говорится о том, что Бог сотворил в первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой день, а на седьмой упокоился от всех дел Своих. И затем заповедовал людям, принявшим закон Моисея, чтить день субботний и посвящать его Богу. Это день покоя, никакой работы не делается. Дальше, уже в христианской традиции, суббота стала особым днем поминовения усопших – тех, кто уже упокоился от всех земных дел.
В этот день мы поминаем усопших, наших сродников, ближних и дальних. Есть Вселенские родительские субботы – они совершаются во всех храмах, во всех Поместных Церквях. Димитриевская родительская суббота – не Вселенская. Это дань именно русской истории. Конечно, мы и сегодня можем молиться и молимся и за наших сродников, и за всех знакомых, которые уже покинули этот мир, за всех, от века усопших православных христиан, но в первую очередь Церковь молится о павших воинах. Павших не только на поле Куликовом, но и в последующих войнах, в том числе жестоких войнах XX века.
Такое поминовение очень важно, потому что поминая усопших, молясь за них, мы ходатайствуем за грешников, которые уже не могут там изменить свою участь, о прощении им грехов, а праведник, получивший там дерзновение молиться перед Богом, в ответ помолится за нас. Такая молитва живых об усопших подчеркивает нашу веру в слова Спасителя: «Бога же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк., 20, 38).
Поэтому скорбя об усопших, об ушедших от нас близких людях, мы должны помнить, что «человека с нами нет» — скорее иллюзия. А истина в том, что он предстоит перед Богом там, а мы здесь, но перед Богом мы оказываемся вместе с ним. Только за руку его взять пока не можем. Нас всех ждет общее воскресение, и дай нам Бог после Второго пришествия Христова и Страшного суда взять друг друга за руки и неразлучно быть вместе. А это возможно только в Царствии Небесном. Храни вас Господь!