Вся жизнь братьев была служением славянской культуре. Они родились в благочестивой семье и жили в византийском городе Солуни (теперь Салоники, Греция). Предположительно, они были булгарами. Древний Солунь входил в состав славянской (болгарской) территории, и был двуязычным городом, в котором благополучно сосуществовали греческий и славянский языки.
Старший брат, Мефодий, поначалу собирался стать воином, но позже выбрал путь монаха. Младший, Кирилл, преуспел в науках. Он в совершенстве освоил греческий и арабский языки, учился в Константинополе, затем стал патриаршим библиотекарем, преподавал философию в Константинопольском университете — первом европейском университете. При Кирилле в университете значительное внимание уделялось литературе (церковным текстам и летописям) и миссионерской деятельности. Византийский император Михаил III поручил Кириллу создание славянского алфавита для перевода Евангелия. А все потому, что князь славянского государства Моравии Ростислав обратился к Михаилу III с просьбой прислать ученых мужей, миссионеров, владеющих славянским языком: «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей».
Понимая масштабность задачи по созданию нового алфавита, Кирилл обратился за помощью к своему брату-монаху, Мефодию, который был на 15 лет его старше. Вместе они создали славянскую азбуку - «глаголицу», а затем перевели и записали Евангелие, проповеди, апостольские послания и богослужебные тексты.
В 863 году они прибыли на территорию Моравии, где занялись просвещением славян и обучению их письменности. Они готовили будущих учителей и преемников, основывали новые церкви и школы. Они стали, фактически, первоучителями всех славянских народов, придавшими колоссальный импульс развитию всей славянской культуры. И воспитали множество учеников, славянских богословов и просветителей, продолживших их дело. Именно их ученики создали «кириллицу» - тот алфавит, который стал предтечей современного русского.
Почему учебный год заканчивается в день Кирилла и Мефодия
Празднование дня памяти святых Кирилла и Мефодия сначала было принято только в Болгарии, где начиная с ХII века отмечали «День солунских братьев» (так именовали просветителей, ведь они родились в городе Солуни).
Этот праздник отмечался 11 мая (по новому стилю 24 мая). Правда, ни один из братьев в этот день не родился и не умер. Зато именно с этого дня начался отсчет византийской истории - 11 мая по решению императора Константина Великого столица империи была перенесена в созданный им город Константинополь. А святые Кирилл и Мефодий чествуются православной церковью именно в этот день, как выдающиеся представители византийской православной культуры.
С 1901 года день памяти святых Кирилла и Мефодия стал отмечаться и в России - по указанию Святейшего синода Русской православной церкви. В этот день во многих школах заканчивались учебные занятия и начинались каникулы, служились торжественные молебны и проводились праздничные концерты и вечера. В сущности, эта традиция сохранилась и по сей день. Сейчас последние школьные звонки звучат также вблизи этой даты.
После революции 1917 года праздник был забыт, точнее, его помнили и отмечали только внутри православной церкви. Возрождение светского праздника начинается с 1986 года. В том году в Мурманске впервые был организован и проведен День славянской письменности и культуры. И пошло: в 1987 новую традицию подхватила Вологда, а в 1988 году — Новгород. В 1992 году в Москве на Славянской площади был сооружен памятник Святым Кириллу и Мефодию. Центром праздника стала Москва, и с этого года праздник отмечается всенародно.
Каждый год 24 мая Святейший патриарх Московский и всея Руси совершает праздничный молебен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. А в этом году по его приглашению в празднике примет участие глава Болгарской православной церкви патриарх Неофит. Он совершит литургию в храме Христа Спасителя, побывает в монастырях Москвы и Санкт-Петербурга, в духовной семинарии и академии. А также примет участие в переговорах делегаций Русской и Болгарской православных церквей.
Татьяна Рублева