Явление Калужской иконы Божией Матери произошло в 1748 году в селе Тинькове под Калугой в доме помещика Хитрово. Две его служанки перебирали на чердаке дома старые вещи. Одна из них, отличавшаяся несдержанным нравом, позволили себе резкие и даже непристойные речи. Подруга стала увещевать её и во время пререканий среди вещей случайно обнаружила большой свёрток сурового холста. Развернув его, девушка увидела изображение женщины в тёмном одеянии с книгой в руках. Приняв изображение за портрет монахини и желая образумить неразумную, она пригрозила ей гневом игумении. Та же ответила на слова подруги бранью и, поддавшись раздражению, плюнула на лик. Тотчас же с ней случился припадок, и она упала без чувств. Ночью её родителям явилась Царица Небесная и открыла им, что это над Ней кощунственно смеялась их дочь, и повелела совершить молебен перед поруганной иконой, а больную окропить освящённой на молебне водой. После молебна больная выздоровела, а от иконы стали источаться многочисленные исцеления всем, прибегающим к ней с верой.
Празднество сей чудотворной иконе 12 октября установлено в 1812 г. в память избавления города Калуги от французов. В этом году после сражений под Тарутиным и Малоярославцем отступавшие наполеоновские полчища двинулись было в сторону Калуги, но вдруг свернули и пошли на Гжатск — по тем местам, которые сами же до этого разорили и опустошили. Пленные потом свидетельствовали, что на них внезапно напал страх и трепет, так как они увидели стоящую на воздухе близ села Тарутино Калужскую икону Божией Матери, окружённую светоносными мужами, и услышали Её повеление идти к Гжатску. Так Пречистая даровала православному воинству победу без пролития крови. Видеть эту икону на воздухе, окружённую Небесными Силами, удостоилась также одна крестьянка.
Ежегодно Калужская икона была приносима из Калуги в Оптину Пустынь. Торжественная встреча чудотворной происходила под стенами Пустыни, у реки Жиздры. Под звон Оптинских колоколов из соборного храма выходил крестный ход во главе с настоятелем и монастырской и скитской братией. На пароме с противоположного берега чудотворная икона словно шествовала к насельникам обители. После краткого молитвословия крестный ход направлялся в монастырский собор, где тотчас начиналась торжественная служба. В течение дня икона обносилась по кельям, а затем скитская братия с пением приносила на руках чудотворный образ в Иоанно-Предтеченский скит. После молебна с акафистом братия с благоговением принимала святыню по своим кельям. Перед поздней Литургией икону возвращали в монастырь, где после службы, под колокольный звон совершался крестный ход, в котором вместе с монастырскими святынями участвовала и Калужская икона. Большой чудотворный образ, несомый иноками на носилках, парил над головами молящихся, словно бы Пречистая Сама возглавляла торжественное шествие. После водосвятного молебна у Амвросиева кладезя возле скитских врат икону провожали до границы монастырских владений, где передавали городскому духовенству и горожанам города Козельска.
источник