Солнечногорский район был образован в 1929 г. В него вошли части Московского, Звенигородского, Дмитровского и Клинского уездов. Православные храмы здесь существовали с незапамятных времен, но в разные годы их количество менялось. Некоторые из церквей прекратили свое существование еще в годы Смутного времени, другие были упразднены в XVIII в. Многие церкви разрушены до основания не так давно - в середине XX в. К настоящему времени из существовавших до 1917 г. 45 храмов сохранилось лишь 13.
С грянувшей революцией наступили годы антирелигиозной борьбы. С 1929 по 1939 гг. в Солнечногорском округе было уничтожено до основания небольшое количество церквей; в основном это происходило в местах, где были организованы колхозы. Основная волна закрытий пришлась на конец 1930-х - начало 1940-х гг. и была прервана лишь началом Великой Отечественной войны. В апреле 1940 г. на территории Солнечногорского района находились 23 церкви, принадлежавшие общинам верующих. Лишь в немногих из них совершались регулярные богослужения, однако почти во всех еще сохранялось в неприкосновенности церковное имущество. Солнечногорский район занимает горькое первое место по проценту уничтоженных церквей в Подмосковье.
К концу 1980-х гг. на территории Солнечногорья оставалось только
6 действующих храмов.
Солнечногорский район был образован в 1929 г. В него вошли части Московского, Звенигородского, Дмитровского и Клинского уездов. Православные храмы здесь существовали с незапамятных времен, но в разные годы их количество менялось. Некоторые из церквей прекратили свое существование еще в годы Смутного времени, другие были упразднены в XVIII в. Многие церкви разрушены до основания не так давно - в середине XX в. К настоящему времени из существовавших до 1917 г. 45 храмов сохранилось лишь 13.С грянувшей революцией наступили годы антирелигиозной борьбы. С 1929 по 1939 гг. в Солнечногорском округе было уничтожено до основания небольшое количество церквей; в основном это происходило в местах, где были организованы колхозы. Основная волна закрытий пришлась на конец 1930-х — начало 1940-х гг. и была прервана лишь началом Великой Отечественной войны. В апреле 1940 г. на территории Солнечногорского района находились 23 церкви, принадлежавшие общинам верующих. Лишь в немногих из них совершались регулярные богослужения, однако почти во всех еще сохранялось в неприкосновенности церковное имущество. Солнечногорский район занимает горькое первое место по проценту уничтоженных церквей в Подмосковье. К концу 1980-х гг. на территории Солнечногорья оставалось только 6 действующих храмов.
Всего в Солнечногорском районе в годы гонений на церковь сохранялись здания 7 храмов, богослужения в которых не совершались.
За исключением церкви в Льялове, все они были бесхозными и постепенно разрушались.
Предположительно, в строительстве этой церкви принимал участие митрополит Московский Платон (Левшин) — сын причетника храма соседнего села Чашникова.
1937 году церковь была закрыта. Здание использовалось под колхозный склад, мастерские. В 1956 году оно было перестроено под клуб.
Чудом в годы гонений на церковь сохранился и закрытый в 1930-х годах и разграбленный храм Рождества Богородицы в Поярково (1665 г) – один из красивейших храмов Солнечногорского благочиния.
Храм был построен выдающимся государственным деятелем 17 века Матвеевым Артамоном Сергеевичем, который выпол¬нял дипломатические поручения при первых царях из династии Романовых Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче.
Интересна судьба Михаило-Архангельского храма д. Вертлино. Построенный на средства прихожан в 1833 году, в 1939 г. храм был закрыт решением Мособлисполкома «по желанию трудящихся». Здание было передано Комитету по народному образованию под школу.
До конца 60-х годов так оно и было. Колокольня была полностью разрушена. В главном приделе был устроен второй этаж, где находились спальни учащихся, прорублен второй ряд окон. В алтаре устроена учительская. Некоторые ученики этой школы живы до сих пор. Они рассказывали, что в учительской стоял диванчик, на котором разрешали полежать приболевшим ученикам, и в течение небольшого времени недомогание проходило.
После закрытия школы здание было заброшено, в нем случился пожар. Сгорели перекрытия «второго этажа», обрушились своды. С течением времени обломки, оставшиеся после пожара, покрылись слоем земли, на котором вырос дикий кустарник, на стенах выросли молодые березки, местные жители стали выбрасывать сюда мешки с мусором. К 2005 г. можно было беспрепятственно войти в храм через оконный проем, настолько поднялся уровень земли снаружи.
Еще один Михаило-Архангельский храм, расположенный неподалеку в д. Тараканово до сих пор не восстановлен. Храм известен тем, что когда-то в нем венчался поэт А.А. Блок с Л.Д. Менделеевой - дочерью известного русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева.
В 1928 г. церковь закрыли и переоборудовали под клуб. В 1930—1940 гг. здание использовалось под овощехранилище. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала от удара взрывной волны. Дальнейшее разрушение совершило время.
Одним из последних храмов, разрушенных в Солнечногорском районе, был Казанский храм в с. Тимоново – остатки храма в 1975 году пришлось взрывать дважды, так основательно его построили в 1694 году по заказу графа Бориса Петровича Шереметьева.
Возрождение церковной жизни в Солнечногорье началось в конце 1980-х гг. В настоящее время в благочинии 35 храмов, из которых 14 построено на новых местах.
Многие из разрушенных храмов восстановлены, какие-то еще восстанавливаются, но есть и такие храмы, о которых уже почти забыли, и восстанавливать пока не собираются.
В селе Чашниково тоже когда-то был храм.
Исстари в селе существовала церковь во имя святого Николая Чудотворца.
В 1807 г на средства И. С. Любучникова на месте старой церкви был сооружен каменный храм в стиле ампир, относящийся к интересной, сравнительно редко встречаемой группе двух колокольных храмов.
Никольский храм представлял собой четырёхгранник главной части, перекрытый куполом с круглым барабаном, прямоугольную трапезную, над западным фасадом которой, по сторонам входа громоздились две четырёхгранные колокольни, завершённые шпилями. При храме было кладбище, где хоронили господ (в церковной ограде за алтарем). К церкви были приписаны деревни Чашниково, Алабушево и Дурыкино.
Храм был закрыт перед войной в 1941 году и поврежден в ходе боевых действий, а вскоре полностью разобран.
В 1920-30-х годах при храме служил настоятелем протоиерей Виноградов Иван Павлович (1879—1937). В 2000 г он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Иван родился 5 января 1879 года в селе Преображенском Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Павла Виноградова. В 1901 году Иван Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и был назначен законоучителем и учителем церковнославянского языка в школу города Москвы.
В 1903 году Иван Павлович женился на Марии Федоровне Чертковой и в этом же году был рукоположен во диакона, а в 1905 году он был рукоположен в сан священника. Кроме служения в храме отец Иоанн был заведующим и законоучителем церковноприходской школы.
В 1921 году отец Иоанн был возведен в сан протоиерея и в 1922 году назначен настоятелем Никольской церкви села Чашниково Московского уезда.
25 февраля 1930 года отца Иоанна арестовали и приговорили к трем годам ссылки в Архангельск.
По возвращении в 1934 году он служил уже в другом Никольском храме в селе Вышелец.
Отец Иоанн был человеком необыкновенной кротости и смирения, никогда не повышал голоса, но со своими детьми бывал строг в тех случаях, когда они этого заслуживали, когда шалости обращались в проступки. В обращении с прихожанами он был бессребреником и принципиально не брал денег за требы. Люди помогали ему, кто чем мог, чаще всего продуктами, так как сами были бедны и деньги мало у кого в то время были.
Однажды его позвали к умирающему довольно далеко от села, где жил священник. За ним прислали лошадей, и он поехал. Исповедал и причастил умиравшего, но обратно ехать на лошадях отказался: «Завтра лошади вам самим в хозяйстве будут нужны, а я домой потихоньку пешком дойду».
Время было уже вечернее, дорога шла густым старым лесом. Пока светила луна, он еще как-то различал, куда идти, но когда луна скрылась, дороги не стало видно, и отец Иоанн заблудился. Долго он ходил, высматривая, не мелькнут ли между деревьев крыши деревенских домов или купол храма. Но сколько ни шел, сколько ни высматривал — ничего не было видно, а чем дальше, тем становилось все холоднее. Устав, отец Иоанн присел отдохнуть и увидел, что рядом, совсем недалеко от него, сидит на пне старец. Старец спросил его:
— Ты что ищешь, отче?
— Ищу свой храм, дом свой ищу. Заблудился я, отец.
— Что же ты ищешь, вон — прямо перед тобой твоя церковь-то.
Глянул отец Иоанн, присмотрелся, и действительно, он недалеко был от храма. Хотел он поблагодарить старца, оглянулся, но того уже не было. Придя домой, он первым делом отслужил благодарственный молебен святителю Николаю, в честь которого был освящен храм.
27 ноября 1937 года власти вновь арестовали священника и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Отец Иоанн был обвинен в проведении подрывной антисоветской деятельности, выражавшейся в том, что он высказывался вслух о незаконности своей ссылки в 1930 году и говорил, что по воле большевиков многие люди страдают в лагерях безвинно. Кроме того, священника обвинили в том, что он с целью подрыва колхозного строя устраивал торжественные церковные службы и затягивал их дольше обычного времени, что будто бы привело к массовым невыходам на работу крестьян.
Протоиерей Иоанн категорически отверг все возводимые на него обвинения.
5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Иоанн Виноградов был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
На иконе собора новомучеников Солнечногорских мы видим почти наших современников, живших не так давно. Все они в разное время после революции служили в Солнечногорских храмах, открыто исповедовали веру Христову и мужественно исполняли свои пастырские обязанности в эти богоборческие годы.
Подвиг мученичества характерен не только для периода раннего Христианства, когда за веру пострадало много людей, но и для современности, когда в России в годы гонений на Церковь появились сонмы новомучеников. Память об их подвиге объединяет и укрепляет всех христиан в вере и заставляет задуматься о своем ежедневном выборе решений в разных ситуациях – поступить во имя Христа или проявить в чем-то свою слабость.