6 июня в Алексиевском храме д. Середниково праздновали Вознесение Господне. Праздник прошёл при большом стечении народа, а молитвенный настрой прихожан поддержал хор, исполнив торжественные песнопения, прославляющие Вознесшегося ко Отцу Господа Иисуса Христа.
Праздник Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа – в день, в который Господь вознесся на небо (Деян. 1, 1–12; Мк. 16, 9–20; Лк. 24, 36–53). Этот день всегда приходится на четверг 6 седмицы после Пасхи. По евангельскому повествованию и богослужебным песнопениям, Господь вознесся на небо и «сел одесную Бога Отца». На сороковой день после Пасхи Господь последний раз явился апостолам, пообещав им вскоре ниспослать на землю Святого Духа. Затем Спаситель с учениками и Пресвятой Богородицей взошел на Елеонскую гору и, благословив всех, «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».
Апостолы видели вознесение Господа. Спаситель был поднят на облака и затем сокрыт от их очей облаками. Тем самым апостолам дано было понять, что Христос после Своего Вознесения уже не будет видим на земле в телесном Своем виде, как это было до и после Его Воскресения.
И как апостолы, испытавшие чувство растерянности и сиротства, но укрепляемые верой, ожидали Сошествия Святого Духа, так и мы, пережив Пасхальную радость, с надеждой и упованием ожидаем Светлый День Святой Троицы.
Божественную Литургию отслужил настоятель храма протоиерей Алексий Додонов в сослужении с иереем Кириллом Гусевым. Обращаясь на проповеди к прихожанам, батюшка отметил, что не только церковь, как здание, освящена в честь этого великого святого, но и мы все, посещая ее, имеем удивительную возможность не просто молиться святителю Алексию, а ощущать молитвенную связь с ним.
Прихожане помолились на Литургии вместе с хором, который пропел праздничные стихиры святителю, а затем все вместе с духовенством обошли храм с торжественным Крестным ходом.
После окончании службы традиционно прихожане с хором объединились у храмовой иконы святителя Алексия в совместном молитвенном пении тропарей святому.
25 февраля в Алексиевском храме д. Середниково отмечался Престольный праздник – день памяти святителя Алексия Митрополита Московского, чудотворца, в честь которого освящен главный придел храма. Божественную Литургию отслужил настоятель храма протоиерей Алексий Додонов в сослужении с иереем Кириллом Гусевым. Обращаясь на проповеди к прихожанам, батюшка отметил, что не только церковь, как здание, освящена в честь этого великого святого, но и мы все, посещая ее, имеем удивительную возможность не просто молиться святителю Алексию, а ощущать молитвенную связь с ним. Прихожане помолились на Литургии вместе с хором, который пропел праздничные стихиры святителю, а затем все вместе с духовенством обошли храм с торжественным Крестным ходом. После окончании службы традиционно прихожане с хором объединились у храмовой иконы святителя Алексия в совместном молитвенном пении тропарей святому.
Блаженный Андрей родился в июне 1638 г. в крестьянской семье Усть-Толшемского прихода, верст на 50 отстоящего от города Тотьмы (уездный город Вологодской губернии). Крестьяне-родители не могли дать сыну образования, которого тогда и не было на Руси, не дали даже простой грамотности, слабо распространенной в тогдашней деревне среди крестьян. Но несомненно, они воспитали в нем детски чистую веру в Бога, твердую и неизменную; приучили сына бояться Бога, молиться Ему и Его угодникам, ходить в церковь, строго соблюдать посты — научили всему тому, в чем сами полагали сущность веры Христовой. Во все воскресные и праздничные дни родители блаженного Андрея посылали его в приходскую церковь, не далеко отстоящую от села Усть-Толшемского. И церковь сделалась единственной школой для блаженного отрока. Здесь он скоро приобрел первые познания о Боге, и любовь к Нему прочно, на всю жизнь утвердилась в его детском сердце. Благочестивым отроком овладела мысль о необходимости служить одному Богу; все думы и делания мальчика направлялись к тому, чтобы служение Ему поставить единственной задачей жизни и найти средства осуществить эту задачу. В храме он услыхал, что мир весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19), и потому покинул мир; услыхал еще, что истинный слуга и последователь Христа должен оставить отца и матерь (Мф. 19, 29), и потому ушел из родительского дома в пустынные места, жил там, как птица, не заботясь о пище, думая только о Боге и об угождении Ему. Мирская жизнь уже не стесняла теперь блаженного, и он свободно предался молитве.
Зна́менное пе́ние (крюковое пение) – тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а также развития в рамках осмогласия.
Само название знаменного пения происходит от слова «знамена» и его синонима «крюки» (отсюда крюковое пение). Дело в том, что в богослужебных книгах звуковые интервалы было принято обозначать с помощью специальных знаков, называемых «знамена» или «крюки», которые ставились над каноническим текстом. Эти знаки несли информацию о мелодическом обороте (попевке, напеве). Для певца такие мелодические обороты образовывали своеобразные образцы, которые он мог использовать для составления мелодий, смотря по времени и чину службы.
Знаменное пение было распространено на Руси с 11 по 17 век. Источник знаменного пения – византийская литургическая практика. В 17 веке знаменное пение сменяется партесным. Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др. Сейчас в Православной Церкви наблюдается интерес к знаменному пению и его возрождение.
Зна́менное пе́ние (крюковое пение) – тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а также развития в рамках осмогласия.Само название знаменного пения происходит от слова «знамена» и его синонима «крюки» (отсюда крюковое пение).
автор: Tien | 19-05-2018, 13:26 | Просмотров: 1133
«Душа моя, восстани, что спиши…»
Святая Церковь указывает нам на то, что в Великом Покаянном Каноне, центральным его местом является кондак, который начинается словами: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися…» Кто это говорит? Говорит автор канона, обращаясь к себе. А был это великий иерарх, один из величайших угодников Божиих, святой Архиепископ Андрей Критский, известный своею мудростью и благочестивой подвижническою жизнью. Он один из тех, кого Церковь называет «земной ангел и небесный человек». Он так себе говорил: «Душе моя, душе моя, возстани, что спиши?»
Действительно, спит душа наша… А теперь, в наше время, в особенности, когда мир потрясается от всякого рода скорбей, тяжких кошмарных переживаний, в духовном отношении, спит человечество! Разговоров, конечно, много о всех этих переживаниях, перетурбациях военных, бунтарских и о всяких других. Господь Иисус Христос, об этом предупреждая, говорил: «Услышите о бранях, услышите о войнах и о военных слухах, смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но не тогда еще самый конец!»
Когда вы слышите слова этого покаянного канона преподобного Андрея, прежде всего, нужно спросить себя: а нам что нужно делать? Если бы человек как должно исполнял Божий закон, его жизнь была бы заполнена совсем другим содержанием. Вот для того Церковь и предлагает нам эти глубокие, проникновенные великопостные моления, чтобы мы заглянули поглубже в свою душу и посмотрели бы, что там. А душа-то — спит… В этом и горе наше и беда наша! Помните, как в замечательной молитве преп. Ефрема Сирина мы говорим: «Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения!» — Я их не вижу, душа моя заснула, задремала и я этих грехов, как должно, даже и не вижу. Как же я буду каяться в них! И вот потому, повторяю, нужно нам в эти дни побольше сосредотачиваться в себе, оценивая свою жизнь и ее содержание строгой евангельской мерой, а никакой другой. Если христианин так будет подходить к своему подвигу и труду покаяния и молитвы, то тогда, с Божией помощью, он сможет совершить какой-то посев духовный для своего сердца и души и тогда покаянное время не пройдет у него бесполезно и впустую, а действительно принесет плод, которого ждет от него Господь и к которому Церковь его призывает. Аминь.
Митрополит Филарет (Вознесенский). Проповеди. Великий пост.
Кондак «Душа моя» в исполнении клиросного хора Алексиевского храма с. Середниково
Святая Церковь указывает нам на то, что в Великом Покаянном Каноне, центральным его местом является кондак, который начинается словами: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися…» Кто это говорит? Говорит автор канона, обращаясь к себе. А был это великий иерарх, один из величайших угодников Божиих, святой Архиепископ Андрей Критский, известный своею мудростью и благочестивой подвижническою жизнью. Он один из тех, кого Церковь называет «земной ангел и небесный человек». Он так себе говорил: «Душе моя, душе моя, возстани, что спиши?»
В исполнении клиросного хора Храма святителя Алексия в Середниково.
С.В. Смоленский пользовался особым авторитетом в широких музыкальных кругах, и это способствовало тому, что многие музыканты и исследователи обратили свое внимание на древние пласты отечественной хоровой культуры. В 1890-х гг. С.В. Смоленский стал главным идеологом и вдохновителем «нового направления» в русской духовной музыке. Оно представлено широким кругом имен, среди которых известные всем композиторы: С.В. Рахманинов, А.Д. Кастальский, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, А.В. Никольский, Вик.С. Калинников, М.М. Ипполитов-Иванов, К.Н. Шведов, Н.С. Голованов, Д.В. Алеманов.
автор: Tien | 22-05-2014, 17:38 | Просмотров: 1482
4 мая в нашем храме состоялся праздничный Пасхальный концерт. В здании иконописной школы для прихожан и гостей выступал большой концертный состав клиросного хора храма под руководством регента и дирижера Ирины Тоболевой.
Здесь мы постараемся дать объяснения таким церковно-певческим терминам или понятиям, относящимся к богослужению Православной Церкви, как демество, знаменный распев, крюк, стихира, ипакои, киноник и т.д. Мы расскажем вам о видах и приемах древнего церковного пения, о церковной гимнографии и богослужебных певческих книгах.
Виды древних церковных распевов. Приемы пения
Музыкально-певческие и теоретические понятия
Характеристика древнерусских (крюковых) знамен
Певческие богослужебные книги
Названия песнопений (указывающие на их содержание)
Гимнографические и песенные жанры Православной Церкви (*)