На этом Соборе свидетельствовались службы святым и их жития и было установлено: «По всем градом великого царства Российского пети и праздновати повсюду» следующим святым:
митрополиту Московскому Ионе (память 30 марта/12 апреля),
епископу Новгородскому Никите (память 30 апреля/13 мая),
архиепископу Новгородскому Иоанну (память 7/20 сентября),
благоверному князю Александру Невскому (память 23 ноября/6 декабря),
преподобным Макарию Калязинскому (память 17/30 марта),
Пафнутию Боровскому (память 1/14 мая),
Никону Радонежскому (память 17/30 ноября),
Павлу Комельскому (память 10/23 января),
Михаилу Клопскому (память 11/24 января),
Савве Сторожевскому (память 3/16 декабря),
Зосиме (память 17/30 апреля) и Савватию (память 27 сентября/10 октября) Соловецким,
Дионисию Глушицкому (память 1/14 июня),
Александру Свирскому (память 30 августа/12 сентября).
Местное празднование было установлено блаженному Максиму, Христа ради юродивому, Московскому (память 13/26 августа),
благоверным князьям Константину и чадам его Михаилу и Феодору Муромским (память 21 мая/3 июня),
Петру и Февронии Муромским (память 25 июня/8 июля),
святителю Арсению Тверскому (память 2/15 марта),
блаженным Прокопию и Иоанну, юродивым Христа ради, Устюжским (память 8/21 июля).
Условием причисления к лику святых на Соборе служило прославление этих подвижников даром чудотворений.
источникПосле Собора 1547 года архиереям Русской Церкви было поручено собирать в монастырях и пустынях «и во всех весях» сведения о подвижниках, чудесах, мощах, а также собирать жития, каноны, молитвы. В результате были изучены многие материалы о русских местно чтимых или со временем забытых святых. На Соборе 1549 года были причислены к лику святых святители Нифонт, Иона, Евфимий Новгородские, Стефан Пермский, Иаков Ростовский, Арсений Сербский; благоверные князья Всеволод Псковский и Михаил Тверской; преподобные Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вишерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский; мученики Иоанн, Антоний и Евстафий Литовские и Иоанн Болгарский. Так как документы Собора 1549 года не сохранились, список имен канонизированных на этом Соборе установлен по другим источникам и может быть неполным. Возможно, что на Соборе 1549 года были также канонизированы преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские и другие святые. Современник по поводу Соборов 1547 и 1549 гг. замечает: «С того времени церкви Божии в Русской земле не вдовствуют памятями святых и Русская земля сияет Православием, верою и учением...»
Соборы, созванные митрополитом Макарием, стали особенно известными в истории Русской Церкви, после этих Соборов с особой силой проявилось почитание русских подвижников. Появилось много рукописных сборников, в которых были объединены и помещены службы новым святым. Святые, внесенные в диптих Русской Церкви на этих Соборах, были названы новыми чудотворцами. Прославление новых святых вызвало стремительное развитие агиографии и гимнографии.
В XVI веке была составлена служба, в которой соборно прославлялись все русские святые. В каноне после перечисления имен всероссийских святых, прославленных еще прежде, следуют имена святых, канонизированных на Соборах 1547 и 1549 гг. С прославлением подвижников вновь написанные жития были внесены во вторую и третью редакции Великих Четьих-Миней — Успенский и Царский списки. Жития новых чудотворцев читались в храмах во время богослужений и были «самым лучшим родом проповеди в XV—XVI вв.».
Служба новым чудотворцам, составленная монахом Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря Григорием, ранее правилась 17 июля, вероятно потому, что под 16 июля помещается служба святым отцам Шести Вселенских Соборов. Но служба святым отцам совершается 16 июля лишь тогда, когда это число придется на воскресный день, а обыкновенно совершается в ближайший воскресный день к 16 июля. Поэтому более целесообразно править службу новым Российским чудотворцам 16 июля, на следующий день после памяти святого равноапостольного князя Владимира.