Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.
Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.
Преображение Спасителя одно из ключевых событий евангельской истории. Преобразившись перед апостолами, Христос явно показал им, что является не просто пророком или проповедником, а Сыном Божиим. Чудо случилось на третий, последний год служения Христа. Спаситель находился тогда вместе с апостолами в Галилее — на севере Палестины. Ему предстояло начать путешествие в Иерусалим — там Иисус хотел отпраздновать последнюю для себя иудейскую Пасху. Спаситель знал, что ожидает Его в столице. Поэтому Он желал подготовить учеников к непростому испытанию. Христос возвел Петра, Иакова и Иоанна на вершину горы Фавор и там явил им Свою Божественную природу. От Спасителя стал исходить неземной свет. В этот момент апостолам явилась вся Святая Троица — Бог Отец голосом с Неба указал на Божество Христа, а Святой Дух явил Себя в виде облака. Преображение укрепило веру всей апостольской общины и подготовило ее к переживанию Страстей Христовых. Своим поступком Спаситель указал ученикам, что Он не просто человек и что Он способен преодолеть любые искушения и страдания. В том числе и смерть. О богословском содержании Преображения говорится в тропаре — одном из главных песнопений праздника. Смысл молитвословия комментирует священник Антоний Борисов.
10 августа в нашем храме в Середниково был престольный праздник иконы Божией Матери «Смоленская».
Богослужение в этот день совершалось в приделе, посвященном Смоленской иконе Пресвятой Богородицы.
После службы состоялся праздничный Крестный ход.
Об истории строительства и освящения этого придела Алексиевского храма тогдашний настоятель протоиерей Алексий Терновский так писал в своей книге в 1908 году:
«…Хотя один из приделов и был освящен, но внутренняя отделка храма далеко не была завершена и производилась как зимой так и следующим летом на средства В. И Фирсановой; ею же были заказаны иконы в новый иконостас на золотом чеканном фоне, а самый иконостас краснаго дерева по местам с агартом был сработан в мастерской прихожанина крестьянина деревни Подолино В. Е. Карасева. Ко дню освящения придела В. И. Фирсановой принесены в дар два небольших паникадила, 4 подсвечника к местным образам, запрестольный трехсвечник, металлическия хоругви; вызолочены сосуды, дано полное священническое и диаконское облачение белое глазетовое (серебряное) и таковое же облачение на престол и жертвенник. По благословению Высокопреосвященнейшаго Московскаго Митрополита Леонтия Смоленский придел был освящен 9–го августа 1892 года местным благочинным Соколовым при настоятеле храма А. Терновском в сослужении священников соседних сел.
По освящении престола и провозглашении обычных многолетий Московским диаконом М. В. Терновским, было провозглашено многолетие благотворительнице храма рабе Божией Вере (Фирсановой). По окончании многолетия прихожане во главе с церковным старостою И. В. Зененым в благодарность за заботы по украшению храма и за внимание к релегиозным нуждам прихода поднесли В. И. Фирсановой икону Смоленской Божией Матери, при чем, выразив в кратких, но теплых словах свою признательность, закончили речь такими словами: «Пусть она (Богоматерь) будет Водительницей жизни Вашей, да поможет Вам во всех начинаниях Ваших и да хранит Вас на многая лета на радость церкви и Вас окружающих».
10 августа в нашем храме в Середниково был престольный праздник иконы Божией Матери «Смоленская». Богослужение в этот день совершалось в приделе, посвященном Смоленской иконе Пресвятой Богородицы. После службы состоялся праздничный Крестный ход. Об истории строительства и освящения этого придела Алексиевского храма тогдашний настоятель протоиерей Алексий Терновский так писал в своей книге в 1908 году:
«…Хотя один из приделов и был освящен, но внутренняя отделка храма далеко не была завершена и производилась как зимой так и следующим летом на средства В. И Фирсановой; ею же были заказаны иконы в новый иконостас на золотом чеканном фоне, а самый иконостас краснаго дерева по местам с агартом был сработан в мастерской прихожанина крестьянина деревни Подолино В. Е. Карасева. Ко дню освящения придела В. И. Фирсановой принесены в дар два небольших паникадила, 4 подсвечника к местным образам, запрестольный трехсвечник, металлическия хоругви; вызолочены сосуды, дано полное священническое и диаконское облачение белое глазетовое (серебряное) и таковое же облачение на престол и жертвенник. По благословению Высокопреосвященнейшаго Московскаго Митрополита Леонтия Смоленский придел был освящен 9–го августа 1892 года местным благочинным Соколовым при настоятеле храма А. Терновском в сослужении священников соседних сел.
По освящении престола и провозглашении обычных многолетий Московским диаконом М. В. Терновским, было провозглашено многолетие благотворительнице храма рабе Божией Вере (Фирсановой). По окончании многолетия прихожане во главе с церковным старостою И. В. Зененым в благодарность за заботы по украшению храма и за внимание к релегиозным нуждам прихода поднесли В. И. Фирсановой икону Смоленской Божией Матери, при чем, выразив в кратких, но теплых словах свою признательность, закончили речь такими словами: «Пусть она (Богоматерь) будет Водительницей жизни Вашей, да поможет Вам во всех начинаниях Ваших и да хранит Вас на многая лета на радость церкви и Вас окружающих».
Во времена Древней Руси обычная семья состояла, как минимум, из шести-восьми человек. Как правило, семьи были очень дружными и сплоченными. Но случалось и так, что многодетность приводила к серьезным конфликтам и ожесточенной борьбе за наследство, остававшееся после смерти родителей. При этом в ход шли любые средства вплоть до физического устранения конкурентов. Жертвой таких междоусобиц становились не только представители «заинтересованных сторон», но и ни в чем не повинные люди. Похожая драма разыгралась и в семье Великого Киевского князя Владимира сразу после его смерти в 1015 году.
Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.
Святой Архистратиг Гавриил - служитель Божественного Всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан. 8, 16; Дан. 9, 21 - 24); являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня - Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает "Крепость Божия" (Лк. 22, 43). Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.
Вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.
Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения. Святой Архистратиг Гавриил - служитель Божественного Всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан. 8, 16; Дан. 9, 21 - 24); являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня - Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает "Крепость Божия" (Лк. 22, 43). Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом. Вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.
В IX веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780; память 4 декабря) был оклеветан императором Львом III Исавром (717–740) перед Дамасским калифом в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название "Троеручица". По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь", которая является задостойником в литургии святого Василия Великого.
Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону "Троеручицы" в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому († 1237; память 12 января). Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания.
В IX веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780; память 4 декабря) был оклеветан императором Львом III Исавром (717–740) перед Дамасским калифом в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название "Троеручица". По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь", которая является задостойником в литургии святого Василия Великого.
Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону "Троеручицы" в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому († 1237; память 12 января). Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания.