Алексиевская церковь в конце XVIII века
В 1780-х годах церковь митрополита Алексия в Середникове стала духовным центром округи. К ней перешли прихожане двух запустевших церквей – в сёлах Подолино и Благовещенке. Приход Алексиевской церкви составили крестьяне деревень Подолино, Саврасово, Голиково, Жаворонки, Благовещенка, Лигачево, Лугинино, - всего 54 двора, насчитывавшие 300 душ. Алексиевская церковь входила в Крутицкую епархию Воскресенского уезда. В таком составе приход оставался до 1918 года, точнее, до времён гонений советской власти на православную церковь.
25 апреля 1777 года новый владелец села Середниково с окрестностями сенатор Всеволод Алексеевич Всеволожский просил Синодальную контору исправить пришедшую в негодность каменную церковь. Получив в следующем месяце разрешение, владелец основательно перестроил церковь. Вход в церковь был на месте нынешней арки. В таком виде (с незначительными позднейшими переделками) церковь сохранилась до нашего времени.
Причт церкви вначале состоял из одного священника, пономаря и дьячка не было. При священнике был лишь один дворовый человек, который содержал в чистоте церковь и подсобные помещения. Так как в Середникове жителей не было, то правильнее было бы называть Середниково погостом: церковь и при ней кладбище – это точное определение погоста.
Священником церкви в Середникове некоторое время (1768-1775 гг.) был Иван Борисов, а с 1775 года – Никита Иванов. В книге А. Терновского “Храм Митрополита Алексия в селе Середниково” имеется подтверждение этого:
“В 1768 году... Священника, пономаря, дьячка <в Подолинской церкви> не было; священнослужения и мирские требы исправлял священник с. Середникова Иван Борисов... Когда в 1775 году Подолино было куплено Всеволожским, священником при церкви там был Никита Иванов, переведённый затем к церкви села Середникова”.
В 1782 году Середниково посетил митрополит Московский Владимир и лично освятил антиминс (освящённый плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа; кладётся на церковный престол при совершении святой евхаристии).
До 1797 года в документах обнаружены лишь отрывочные сведения о священнослужителях церкви митрополита Алексия. С 1797 года эти сведения - полные.
Алексиевская церковь в священство отца Михаила (Зерцалова) (1797-1833 гг.)
В 1797-1833 гг. священником Алексиевской церкви был Михаил Петрович Зерцалов, 1767 года рождения. О себе он пишет: “Я - сын священника, образования не получил, в школах не обучался” (запись в клировых ведомостях).
Михаил Зерцалов был посвящён во священники 3 ноября 1797 преосвященным Серапионом епископом Дмитровским.
За благословение в 1812 году паствы своего прихода на сопротивление французским захватчикам-мародёрам отец Михаил (Зерцалов) был награждён бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте с надписью “1812”.
Приведу извлечение из манифеста императора Александра I об учреждении бронзовых крестов (утверждён 30 августа 1814 г.):
“1) Священнейшее Духовенство Наше, призывавшее пред Алтарём Всевышнего тёплыми молитвами своими благословение Божие на Всероссийское оружие и воинство, и примерами благочестия ободрявшее народ к единодушию и твёрдости, в знак благоговения к вере и любви к Отечеству, да носит на персях своих, начиная от верховного Пастыря включительно до Священника, нарочно учреждаемый для сего крест с подписью 1812 года”.
Скончался отец Михаил в 1833 году в возрасте 66 лет.
В 1814-1823 годах владельцем имения Середниково был надворный советник (с 1822 г.) граф Григорий Алексеевич Салтыков. По желанию его жены, Екатерины Александровны (урождённая Херасков, племянница известного писателя и университетского деятеля), в Алексиевской церкви был устроен придел во имя мученицы Параскевы (с западной стороны храма),и церковь таким образом несколько удлинилась. Церковь была холодная, но придел был сделан тёплым.
Дьячком в Алексиевской церкви во время священства отца Михаила был Сергей Павлович Бажанов. Сын дьячка, около 1773 года рождения, он учился в грамматическом классе Перервинской семинарии. В 1792 году он был определён в пономари к Знаменской церкви села Голубова (маленький, но интересный штрих для местных краеведов!). 1 апреля 1819 года из села Голубова был переведён дьячком в церковь села Середниково, служил до 1835 года, погребён при церкви.
Пономарём Алексиевской церкви в описываемое время был Василий Алексеевич Перепелкин. Родился около 1783 года, сын священника из низшего класса бывшей Славяно-греко-латинской академии. Сначала он был в 1806 году назначен пономарём в Спасо-Преображенскую церковь села Сляднево, Рузского уезда. Потом, 26 сентября 1809 года, его перевели пономарём в середниковскую церковь Алексия митрополита, где он и умер в 1876 году, почти слепой, 93 лет отроду. Погребён при церкви.
Церковным старостой (иначе - ктитором) в 1824-1839 годах был Иван Тихонов. Он вёл обычное церковное хозяйство: собирал деньги и продавал свечи.
Алексиевская церковь в священство отца Василия (Терновского) (1833-1868 гг.)
На место отца Михаила 15 мая 1833 года был посвящён его зять, сын дьячка Хотьковского монастыря Василий Сергеевич Терновский, окончивший курс Вифанской семинарии. Он священствовал в Алексиевской церкви 35 лет (1833-1868 гг.). На своей квартире учил детей прихожан чтению и письму, так как школ тогда в округе не было, занимался пчеловодством и садоводством.
Дослужив в 1868 году до пенсии, отец Василий уступил место зятю, а сам удалился в Москву в дом призрения духовенства церкви Святого Георгия в Грузинах, где до 1883 года состоял смотрителем приюта, за что и был награждён набедренником (набедренник – продолговатый прямоугольный плат с нашитым крестом, который носится во время богослужения на правом бедре и символизирует духовный меч Слова Божьего. В Русской Церкви набедренник известен с XVI столетия; в качестве награды стал употребляться в средине XIX века.
В то же время при церкви Иоанна Предтечи он состоял ранним священником; местные прихожане в мае 1883 года в честь 50-летия его священства преподнесли ему икону в серебряном вызолоченном окладе.
Умер отец Василий 21 июля 1887 года; тело его было погребено в Середникове, против жертвенника Алексиевской церкви.
Дьячком церкви Алексия митрополита в эти годы был Пётр Сергеевич Бажанов. Он 30 сентября 1835 года заместил своего умершего отца. Возможно, из-за этого ему пришлось уйти из Высокопетровского духовного училища, где он учился на низшем отделении. Служил он дьячком в течение 37 лет, до 1872 года, когда вышел за штат, уступив место своему зятю псаломщику Николаю Михайловичу Орловскому, бывшему ранее при дьячке Петре Бажанове помощником. Но Пётр Бажанов продолжал безвозмездно прислуживать при богослужении и требоисправлениях, пользуясь доброхотными подаяниями ценивших его прихожан. Жил он в собственном домике в селе, получая из духовного попечительства 15 рублей в год.
Пётр Бажанов в округе и далеко за её пределами был известен искусством лечить от укусов бешеных животных. Летом и зимой к нему ехали нуждающиеся, и Бажанов, иногда увязая по пояс в глубоком снегу, добывал нужный корень, который требовался непременно свежий для лечения. Скончался Пётр Бажанов 5 июля 1895 года и погребён при церкви.
1 января 1839 года церковным старостой стал на сходе прихожан Василий Семёнович Зенин, мастер-краснодеревщик, владелец нескольких мебельных мастерских в деревне Лигачево и сельце Подолино, избранный накануне сходом прихожан.
Жизнь прихожан до отмены крепостного права была жёстко регламентирована, и от старосты в таком застое нельзя было требовать и ожидать особой активности. Но и после отмены крепостного права в 1861 году в первые годы лучше не стало: помещики стали бросать свои имения, и сельские церкви были предоставлены исключительно заботам своих прихожан, не получая помощи от господ, денег же, собираемых приходом, вначале было мало. Одним словом, - перестройка. Нужно было привыкнуть к новым формам отношений в обществе.
Вот пример... В 1865 году сход прихожан решил выстроить колокольню. Хозяин строений около церкви Столыпин разрешил разобрать каменные сараи и риги напротив церкви, чтобы кирпичи можно было использовать при постройке колокольни. Но денег Столыпин не дал. Прихожанам всё же удалось самим собрать необходимую сумму, причём немалый вклад внесли владельцы мебельных мастерских и лесных складов в деревнях Лигачево, Подолино.
Денег хватило не только на трёхъярусную колокольню, но и на обновление мозаичного пола, и на новый колокол. Церковь была прибавлена на 2 окна в длину. Это был первый опыт самостоятельного (без господ!) решения крупной проблемы “обществом”.
Алексиевская церковь в священство отца Николая (Тропаревского) (1868-1892 гг.)
В феврале 1868 года, по выходе за штат священника Василия Терновского, на освободившееся место был определён зять его Николай Николаевич Тропаревский, тоже, как и тесть, окончивший Вифанскую семинарию в 1866 году по второму разряду. После окончания семинарии Николай Тропаревский состоял до 1868 года в Московском хоре певчих (видимо, дожидаясь выхода на пенсию своего тестя).
Отец Николай, как и его предшественник, учил детей у себя на дому, а когда в 1874 году в деревне Лигачево открылось земское училище, был назначен туда законоучителем. В 1881-1890 гг. он был учителем закона божьего также в земском училище деревни Юрлово.
Вот краткий перечень его деяний и наград за них:
1873 г. - на недавно построенной колокольне повешен новый колокол в 125 пудов взамен разбившегося старого. Колокол был приобретён на деньги, вырученные от продажи старого колокола, и на частные пожертвования;
1876 г. - в церкви заменён ветхий престол, а в Параскиевском приделе церкви поставлен новый иконостас, сработанный местными прихожанами в мастерской Зенина из деревни Лигачево.
12 сентября 1876 года престол и иконостас были освящены протоиереем Московского Казанского собора А.С. Терновским с настоятелем храма Н.Н. Тропаревским и соседним духовенством. К освящению храма был сделан новый мозаичный пол (вместо старого из известкового камня). Деньги на мозаичный пол пожертвовал владелец Середникова купец Иван Григорьевич Фирсанов.
1878 г. - отец Николай награждён набедренником;
1886 г. - положено начало любительскому хору при церкви;
1890 – 1892 гг.- расширена тёплая церковь. Храм был расширен в поперечнике, но церковных денег хватило лишь на работы вчерне. Внутреннюю же отделку взяла на себя помещица Вера Ивановна Фирсанова, она же дала на иконостас для нового придела 500 рублей;
октябрь 1891 г. - обновлён придел мученицы Параскевы. Хотя работы по расширению храма ещё не были окончены, стены были ещё сыры и не выстоялись, обновлённый придел во имя мученицы Параскевы был освящён местным благочинным И.А. Соколовым при священнике храма отце Николае (Тропаревском). Иконостас красного дерева был сработан в местной мебельной мастерской В.Е. Карасева (сельцо Подолино).
Скончался Николай Тропаревский 19 мая 1892 года, погребён против алтаря Параскиевского придела Алексиевской церкви.
17 сентября 1872 года Николай Михайлович Орловский был определён в дьячки Алексиевской церкви, сменив своего тестя П. Бажанова. До этого он после окончания в 1871 году высшего отделения Андрониевского училища служил пономарём в Одигитриевской церкви села Старого Можайского уезда. А. Терновский в соей книге (1908 г.) отмечает: “Служит и до сего времени”.
Около 1866 года церковный староста В.С. Зенин серьёзно заболел, и с этого времени фактически обязанности церковного старосты исполнял его сын Иван Васильевич Зенин. Именно благодаря его усилиям в 1876 году в церкви был сделан новый иконостас орехового дерева.
1 января 1881 года избранный накануне на съезде прихожан Иван Зенин официально вступил в должность церковного старосты храма Алексия митрополита. В 1890-1892 годах под его руководством была расширена тёплая церковь. За свою службу И.В. Зенин был награждён большой серебряной медалью на Станиславской ленте. При оставлении службы в 1899 году благодарные прихожане преподнесли ему икону преподобного Иоанна и Марии Египетской, в серебряной оправе.
Алексиевская церковь в священство отца Алексея (Терновского) (с 1892 г.)
Алексей Алексеевич Терновский, сын священника, в 1885 году окончил первое отделение Московской Духовной академии (по второму разряду записан первым). После выпуска он был определён псаломщиком в церковь села Карачарово Московского уезда, где состоял бесплатным учителем церковного пения в земской школе.
В 1889 году он был посвящён в дьяконы и переведён на дьяконское место в церковь села Архангельское-Никольское Московского уезда, где состоял учителем закона божьего частного начального училища. Одновременно он состоял регентом в церкви села Середниково, организуя любительский хор.
После кончины священника Алексиевской церкви отца Николая (Тропаревского) прихожане ходатайствовали назначить к ним священником Алексея Терновского, и в мае 1892 года он был рукоположен в это звание.
Молодой настоятель Алексиевского храма по какой-то причине заинтересовал обер-прокурора Синода Константина Петровича Победоносцева, и тот в начале июня 1892 года, тотчас после поставления отца Алексея во священники, посетил церковьАлексия Митрополита в Середникове и имел беседу с новым священником.
Отец Алексей (Терновский) преподавал закон божий в трёх училищах прихода: в земском училище деревни Лигачево (постоянно), в училище деревни Голиково (1897-1906 гг.) и в училище сельца Подолино (с 1907 г.).
В 1892 году был обновлён Смоленский придел церкви. Он был освящён 9 августа 1892 года благочинным И.А. Соколовым при настоятеле храма Алексее Терновском в сослужении священников местных сел. С этого времени Алексиевская церковь стала трехпрестольной.
В 1891 году отец Алексей был награждён набедренником, а в 1906 году – скуфьёй. Скуфья — головной убор, обычно, тёмного цвета, который имеют право носить все священно- и церковнослужители вне богослужения.
Фиолетовая скуфья — награда священника; она надевается во время богослужения как часть облачения и должна сниматься в некоторые наиболее возвышенные моменты церковной службы.
Отец Алексей имел и светские награды - серебряную медаль в память императора Александра III, бронзовую медаль за участие в народной переписи 1896 года.
Много лет он собирал материалы по истории села Середниково и окрестных селений. Естественно, его больше привлекала история церкви в Середникове. Его книга “Храм святого Алексия Митрополита в селе Середникове” вышла в Москве в 1908 году.
В предисловии к книге Алексей Терновский пишет:
“В начале труда своего я пользовался благосклонными указаниями почившего археолога протоиерея Мих. Сим. Боголюбскаго, любезно представившего мне исторические материалы о церквах и сёлах Московского уезда XVI-XVIII ст., по загородной десятине...”.
Протоиерей Михаил Симонович Боголюбский (+1902 г.) – служил в московских храмах, магистр Московской Духовной академии, церковный писатель, один из председателей (в 1894-1902 гг.) Общества любителей духовного просвещения (ОЛДП). По его инициативе было начато описание ценных древних рукописей, а также составление систематического каталога библиотеки ОЛДП.
При написании книги Алексей Терновский пользовался также историческими материалами братьев Холмогоровых, немало было почерпнуто из клировых, приходо-расходных, метрических книг и из книг брачного обыска – эти записи велись в церкви с начала XIX века. А.А. Терновский записывал рассказы местных жителей и критически сверял их с другими данными.
В своём предисловии А. Терновский продолжает:
"Задавшись мыслью составить описание местного приходского храма со времени его возникновения и до наших дней, и изучая с этой целью имеющиеся под рукой документы, я пришёл к выводу, что, восстановляя старину церковную, не лишним будет коснуться и тех лиц, с которыми тесно связана жизнь храма, т. е. прихода вообще, пастырей, ктиторов и всех лиц, принимавших и принимающих в жизни храма участие как личным трудом, так и своими пожертвованиями в настоящее время и в дни давно минувшие...”.
Сегодня, по прошествии ста лет со дня её написания, материалы этой книги являются важным источником при изучении истории нашего родного края.
В 1895 году указом преосвященного Нестера епископа Дмитровского к церкви Алексия митрополита была определена просфорница Параскева Николаевна Троицкая – вдова умершего псаломщика Успенской церкви в селе Чернёво, Московского уезда. Она скончалась в 1899 году, и на её место была определена её дочь девица Мария Григорьевна Троицкая.
Церковный староста Алексей Юрасов
В 1899-1902 гг. церковным старостой был потомственный почётный гражданин Алексей Иванович Юрасов. Проживал он в Москве. Вот как характеризует его в своей книге А.А. Терновский:
“Человек молодой, в высшей степени энергичный. При нем церковная жизнь пошла ускоренным темпом. Укрепил бутом основание храма, устроил дренажи, окрасил церковь снаружи; переделал отопление, так что духовая печь стала обслуживать и бывшую холодную часть. Пригласил братьев Пашковых, которые на его средства выполнили стенную живопись.
Для поддержания местного любительского хора нанял на лето регента из окончивших консерваторию по специальному классу. Он также готовил в хор мальчиков и девочек. ”.
Духовое отопление было сделано в 1899 году. Деньги на него выделили: В.И. Фирсанова – 1000 рублей, церковь – 300 рублей, А.И. Юрасов – 300 рублей. Художественная мастерская братьев Пашковых начала роспись церкви зимой 1901 года и закончила через четыре месяца. Храм с обновлённой стенной живописью был освящён 21 мая 1901 года (в Духов день) новым благочинным А.А. Никитским при громадном стечении жителей окрестных селений.
“По провозглашении протодьяконом Розовым обычных многолетий и многолетия ктитору храма рабу Божию Алексию и супруге его Татьяне (Фёдоровне) прихожане по благословению Преосвященного Епископа Дмитровского Нестера, во внимание к заботам и трудам по благоукрашению храма и за личные пожертвования, поднесли ктитору А.И. Юрасову икону св.Алексия и мучен. Татианы...”, - пишет А. Терновский.
В 1902 году церковным старостой был избран крестьянин деревни одолино Алексей Петрович Глазов. До этого он был помощником старосты А.И. Юрасова. Алексей Глазов был экономным хозяином. Когда во время революции 1905-1907 гг. участились грабежи и поджоги церквей, он почти каждую ночь вставал проверять сохранность церкви, иногда вместе с сыном.
Другие жертвователи. В 1901 году Марфа Никифоровна Басанова пожертвовала в церковь 150 рублей на покупку бархатной с серебряным (94-й пробы) шитьём плащаницы. Она же пожертвовала в 1902 году 600 рублей на сооружение риз (вид оклада) для местных икон в иконостас. Четыре золочёные ризы с эмалированными украшениями были сделаны в мастерской Н.И. Васильева.
После открытия мощей преподобного Серафима Саровского по просьбе священника отца Алексея прихожанином Н.В. Докиным была приобретена икона преподобного Серафима, исполненная в художественной мастерской Епаничникова; иконостас к иконе был сработан в местной мебельной мастерской Карасева.
В ризницу облачение жертвовали Столыпины, В.И. Фирсанова, прихожане – Баклины, Гавриловы, Пановы.
Три алтаря Алексиевской церкви
Сначала – небольшое пояснение... Алтарём называется восточная часть церкви, отделённая иконостасом и царскими дверьми. Столик перед главным алтарём называется главным престолом, на нем совершается таинство евхаристии (причащения). В церкви может быть несколько алтарей (добавочный алтарь называется приделом).
К концу XIX века в церкви села Середникова оказалось три алтаря. Главный алтарь – с престолом святителя митрополита Алексия (1693 г., иконостас – в начале 1780 гг.), правый алтарь (придел) – Смоленский (иконы Божией Матери Смоленской, 1892 г., иконостас – 1892 г.?), левый алтарь (придел) - Пятницкий (Параскевский, около 1814 г., иконостас – 1892 г.).
Придел Параскевы Пятницы был образован около 1814 года по ходатайству Екатерины Александровны Салтыковой (урождённой Херасковой), жены владельца села Середниково графа Г.А. Салтыкова.
Имя Прасковья (Параскевия, Параскева) было у Херасковых родовым именем. Основатель рода Херасковых Константин Херескул был молдавским боярином в конце XVI века. Одну из его дочерей звали Праскева, такое же имя было у правнучки родоначальника (см.: П.Н. Петров. История родов русскогодворянства, т.II. Спб, 1886, с.311). Поэтому нет ничего удивительного, что Е.А. Салтыкова (Хераскова) пожелала назвать придел церкви именем Параскевы.
Другой придел – Смоленской иконы Божией Матери – был назван, скорее всего, по имени церкви Смоленской иконы Божией Матери в Подолино, которая существовала в 1677-1771 гг. После закрытия церкви приход её перешёл к Алексиевской церкви села Середниково (подробнее см.: И. Быстров. Село Середниково (церковь Алексия митрополита), в газете “Зеленоград сегодня”, № 4 (1343), 15 января 2008 г.). По православной традиции упразднённая церковь не исчезает: её образ остаётся либо в виде придела церкви-наследницы, либо в виде часовни с тем же именем. К тому в Середниковской церкви и поныне сохранились, по преданию, две иконы одинакового письма: икона Смоленской Божьей Матери и икона Святителя Николая.
Любопытно, что уже в наше, постсоветское, время церковь в Подолино возродилась. Летом 1992 года на личные средства фермера Владимира Александровича Гриева в Подолино началось возведение церкви по образцам древнерусского деревянного зодчества. Бревна заготавливались под Новгородом, там же ставили сруб. 10 августа 1993 года, в праздник Смоленской Пресвятой Богородицы, церковь была освящена и в ней прошла первая служба. Освящая новый храм, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вручил Владимиру Гриеву орден Святого равноапостольного князя Владимира II степени. В октябре 1993 года над церковью была возведена колокольня.
В мае 1999 года церковь сгорела в результате поджога. Владимир Гриев вскоре выстроил на том же месте новую церковь, каменную, но очень похожую на прежнюю деревянную.