Глава 4
Итак у сенатора Всеволжскаго, купившаго в 1775 г. Села Середникова, Подолино и Благовещенское, в его владениях оказались три церкви в ближайшем разстоянии. По упразднении им церквей в Подолине и Благовощенском, деревни сих приходов присоединены были к церкви села Середникова и образовали один приход. Проследим же судьбы Алексиевской церкви уже с ея новым приходом со времен Всеволжскаго и до наших дней, но прежде укажем владельцев именья последующее время, так или иначе влиявших на дальнейшую жизнь храма.
По церковным книгам, хранящимся в ризнице, Алексиевской в Селе Средникове, церкви видно, что Сердниково с его приходом, состав коего со времен Всеволжскаго остался неизменным – в 1805 году принадлежало генерал – лейтенанту действительному камергеру Сергею Алексеевичу Всеволжскому, с 1806 года – подполковнику Афанасию Александровичу Нестерову, в 1814 году с июля месяца надворному советнику графу Григорию Алексеевичу Салтыкову, 1823 года с 1 июля месяца надворному советнику и кавалеру Ивану Захаровичу Малышеву, в 1825 году, с октября месяца генерал – майору и разных орденов кавалеру Дмитрию Алексеевичу Столыпину. Из рода Столыпиных имение приобретено покупкою потомственным почётным гражданином Иваном Григорьевичем Фирсановым в 1869 году, а после смерти его в 1881 году перешло к дочери его Вере Ивановне Фирсановой, владеющей именьем и в настоящее время.
Нами сказано было выше, что во времена Всеволжскаго церковь была небольшая в том виде, кокой она имеет и в настоящее время в передней своей части, церковь главная – до арки; колокольни не было. Изменяется церковь со времени графа Салтыкова. Графиня Салтыкова устроила придел во имя Мученицы Параскевы, пристроив его с западной строны храма и церковь, таким образом, несколько удлиннилась. Алексиевская церковь была холодная но придел был сделан тёплый, иконостась поставлен простой столярной работы, окрашенный коричневой краскою с несиметрично вставленными иконами; иконостась этот долго сохранялся в церкви, пока за ветхостию не был уничтожен в позднейшее время. Так как, как видно по книгам, Салтыков владел Середниковым с 1814 по 1823 год. И так как постройка придела приписывается графине Салтыковой, то и начало придела следует отнести к двадцатым годам девятнадцатаго столетия
До 1865 года, как нами было упомянуто, при Алексиевской церкви колокольни не было и колокола помещались в особо устроенной звонице; 1865 году местный помещик Г. Столыпин отдал в собственность церкви находившееся против церкви каменные сараи и риги. Сараи и риги были разобраны прихожанами и из добытаго таким образом кирпича была выстроена каменная колокольня, существующая и до ныне, при чём тогда же и церковь была прибавлена в длину на два окна; работы были произведены на церковную сумму.
В 1876 году с разрешения Преосвященнейшаго Леонида Епископа Дмитровскаго в приделе св. Мученицы Параскевы престол за ветхостию был уничтожен и вместо онаго поставлен новый дубовый с кипарисною доскою, а равно и иконостас простой столярной работы был заменён новым из ореховаго дерева худужественной работы с украшениями из розоваго дерева и с вновь написанными иконами на золотом чеканном фоне. Иконостас был сработан местными прихожанами в мастерской Зенина. Посвящение новаго престола и иконостаса совершено в 1876 года 12 сентября протоиереем Московскаго Казанскаго собора А. С. Терновским с настоятелем храма Н. Тропаревским и соседним духовенством.
Ко времени освящения храма – придела в церкви был сделан новый пол. До сего времени пол был известковаго камня, который от времени поместам выбился и стал неудобен, а потому он был сломан и на его место при участии помещика И. Г. Фирсанова был сделан новый мозаический пол, существующий и до ныне.
Ранее сего в 1873 году на колокольню был повешен новый колокол, существующий и в настоящее время в 125 пудов, взамен разбившагося стараго. Колокол приобретен на средства частных благотворителей и прихожан, при чём в уплату пошел и старый разбившийся колокол.
Храм Алексия Митрополита с приделом во имя Муч. Параскевы достаточно поместительный в летнее время; зимой, когда главная церковь как холодная запиралась и оставался только теплый придел очень маленький и тесный, со временем, с увеличением прихожан настоятельно требовал расширения. С развитием кустарнаго промысла кустари, столяры принуждены были приглашать на помощь себе столяров со стороны; некоторые столяры остались на постоянное жительство в приходе села Серадникова, обзаведясь собственными домами; население, таким образом, увеличелось, а храм, теплый в зимнее время, был на столько мал, что не мог вместить и коренных жителей – прихожан, которым в большие праздники приходилось стоять на улице, и потому явилась настоятельная необходимость храм увеличить. Увеличить храм можно было только в поперечнике; церковь тёплую удлиннять же не позволяла колкольня, посему и решено было расширить церковь тёплую в поперечнике, выдвинув бока ея так, что церковь в настоящем ея виде имеет вид креста. Потребная на расширение храма церковная сумма была на работы в черне, внутреннюю же отделку храма взяла на себя прихожанка – помещица Вера Ивановна Фирсанова, она же дала и на иконостас для новаго придела 500 руб. Благодаря таким условиям с разрешения епархиальнаго начальства в 1890 году приступлено было к расширению церкви при ктиторе И. В. Зенине. При расширении храма решено было устроить новый придел во имя Богоматери – иконы Ея Смоленкия в память упраздненной Смоленской церкви в селе Подолине, жители котораго, присоединенные последствии к приходу села Середникова, продолжали праздновать день явления иконы Смоленския Богоматери, при этом Параскиеский придел положено было поместить на левой стороне, Смоленский же с правой стороны разширенной тёплой церкви.
Работы по расширению теплой церкви шли быстро и, не взирая на то, что стены были ещё сыры, не выстоялись, - в 1891 году, в октябре месяце придел во имя Муч. Параскевы был уже освящен местным благочинным И. А. Соколовым при настоятеле храма Н. Тропаревском в сослужении с священниками соседних сёл.
Хотя один из приделов и был освящен, но внутренняя отделка храма далеко не была завершена и производилась как зимой так и следующим летом на средства В. И Фирсановой; ею же были заказаны иконы в новый иконостас на золотом чеканном фоне, а самый иконостас краснаго дерева по местам с агартом был сработан в мастерской прихожанина крестьянина деревни Подолино В. Е. Карасева. Ко дню освящения придела В. И Фирсановой принесены в дар два небольших паникадила, 4 подсвечника к местным образам, запрестольный трехсвечник, металлическия хоругви; вызолочены сосуды, дано полное священническое и диаконское облачение белое глазетовое (серебряное) и таковое же облачение на престол и жертвенник. По благословению Высокопреосвященнейшаго Московскаго Митрополита Леонтия Смоленский придел был освящен 9 – го августа 1892 года местным благочинным Соколовым при настоятеле храма А. Терновском в сослужении священников соседних сел.
По освящении престола и провозглашении обычных многолетий Московским диаконом М. В. Терновским, было провозглашено многолетие благотворительнице храма рабе Божией Вере (Фирсановой). По окончании многолетия прихожане во главе с церковным старостою И. В. Зененым в благодарность за заботы по украшению храма и за внимание к релегиозным нуждам прихода поднесли В. И Фирсановой икону Смоленской Божией Матери, при чем, выразив в кратких, но теплых словах свою признательность, закончели речь такими словами: «Пусть она (Богоматерь) будет Водительницей жизни Вашей, да поможет Вам во всех начинаниях Ваших и да хранит Вас на многия лета на радость церкви и Вас окружающих.»
Таким образом с 9 - го августа 1892 года Алксиевская, в селе Середникове, церковь стала трехпрестольная и очень обширная – без алтаря 10 арш. длины и 10 арш. ширины передняя церковь и 15 арш. длины и 29 арш. ширины пределы с алтарями, сей длины 35 арш. Но жизнь церкви, ея благоустройство не остановились и церковь с течением времени благоукрашается, обновляется; одно делается в силу необходимости, иное совершается по усердию благотворителей и лиц, любящих благолепие храмов Божиих. Так в 1899 году церковным старостою А. И. Юрасовым сделано духовое отопление по всей церкви и церковь устроена вся тёплая. Дело в том, что печи в теплой церкви полудуховые, устроенныя на средства В. И Фирсановой – или были сделаны плохо недобросовестными или неопытными в своем деле мастерами, или же истопники местные не умели обращаться с печами; но печи своего назначения не исполняли – не давали тепла не смотря на значительную трату дров и страшно коптили. Тогда староста А. И. Юрасов решил построить духовую печь,которая бы обслуживала бы не только бывшую теплую церковь, но вместе и холодную.
При устройстве духовой печи пришла на помощь В. И. Фирсанова, дав из своих средств 1000 руб., церковных сумм взято 600 руб. и недостающая сумма свыше 300 руб. была дарована А. И. Юрасовым из своих средств. Духовая печь сделана очень удачно, дров стало выходить немного более прежних лет, хотя печь обслуживает не только бывшую теплую церковь, но и бывшую холодную, которая теперь на зиму не закрывается и, таким образом, получилась просторная вся теплая церковь – и прихожане, ценя заботы старосты Юрасова, приезжавшего в церковь из москвы, где он имел постоянное жительство, по освящении печи, поднесли А. И. Юрасову благодарственный адрес в красивой папке.
Окончив постройку печи, староста А. И. Юрасов в 1901 году зимою преступил к новому делу: с разрешения Епархиальнаго начальства Юрасов на свои средства приступил к украшению храма стенной живописью, каковая работа выполнена художественной мастерской бр. Пашковых. Работы были окончены к весне и 21 – го мая в Духовдень при громадном стечении жителей окрестных селений храм был освящен благочинным А. А. Никитским при настоятеле А. Терновском и священниках соседних сел. По провозглашении протодиаконом Розовым обычных многолетий и многолетия ктитору храма рабу Божию Алексию и супруге его Татиане (Феодоровне) прихожане по благословению Преосвященнейшаго епископа Дмитровскаго Нестора, во внимание к заботам и трудам по благоукрашению храма и за личныя пожертвования, поднесли к титору А. И. Юрасову икону св. Алексия и мучен. Татианы, а настоятель храма обратился к нему с прочувствованною речью, являясь выразителем одушевлявших прихожан чувств, равно и своей личной благодарности и признательности.
Нельзя обойти молчанием, что ко времени освящения храма были приобретены старостой два массивных подсвечника к местным иконам и паникадило бронзовое по местам с эмалью, на приобретение коего, между прочим, прихожанами было пожертвовано 160 рублей.
В том же 1901 году девицей Марфой Никифоровой Басановой пожертвовано было приходскому священнику 150 рублей на покупку плащаницы; на эти средства в Москве в магазине Патина была приобретена бархатная с серебряным 94 пробы шитьем, как на изображении спасителя и предстоящих, а так же вышитым серебряным вызолоченным тропарем, плащаница, так что прихожане имели радость на страстной седмице прикладываться к новой плащанице. Гробница к новой плащанице была приобретена на средства, собранныя священником с прихожан.
В 1902 году девица Марфа Никифорова Басанова пожертвовала 600 рублей на сооружение риз для местных икон в иконостас Алексиевской церкви; на эту сумму сделаны четыре медных золоченных через огонь ризы с эмалированными украшениями в мастерской Н. И. Васильева, при чем венчики на иконах Спасителя, Алексия Митрополита, а так же венец и плат на иконе Божией матери поставлены серебряные вызолоченные, пожертвованные вдовою артиста Е. Н. Кузнецовой. Рамы на иконы вызолоченыя с цельными стеклами сделаны на средства прихожанки А. Т. Буткиной, пожертвовавшей 80 рублей.
Е. Н. Кузнецовой пожертвовано на распятие серебраное препоясание, серебраный эмалированный венец на Христа Спасителя, а так же венец на изображение Бога Саваофа и Св. Духа на том же кресте.
1905 году крестьянином И. П. Зениным пожертвован образ «Всех скорбящих радость» художественной работы и к нему стоячий ореховаго дерева иконостас исполненный мастерской прихожанина Ламинцева за 80 руб. им же Зениным пожертвована к образу серебряная 84 пр. лампада на такой же цепи.
После открытия мощей Пр. Серафима Саровскаго – по просьбе священника прихожанином Н. В. Докиным, крестьянином дер. Подолино была приобретена икона Преп. Серафима, исполненная в художественной мастерской Епанечникова и к ней стоячий с сенью, краснаго дерева, иконостас, сработанный в мастерской прихожанина Карасева – в общей сложности на сумму до 200 руб.
Таким образом мало – по - малу церковь благоукрашалась, пополнялась как на свои средства, таки при помощи благотворителей и в последние годы храм доведен до такого состояния, что прихожане по справедливости могут им гордиться. Но гордясь своим благоустроенным храмом прихожане не должны забывать, что видимое благоустройство храма создавалось в течении двух веков общими усилиями и внимательным любовным отношением к делу лиц, близко стоящих к храму, болевших его нуждами и при недостатке церковных средств привлекавших благотворителей.
Что касается церковной ризницы, то для сельскаго храма ризница более чем достаточно. Не говоря уже о дорогих серебряных и шелковых (заграничнаго дорогого шелка) облачениях, принесенных в дар В. И. Фирсановой, в последние годы ризница пополнилась облачениями, пожертвованными через старосту Зенина – Баклиной, Гавриловой и наконец, в сем году по новой. Имеется в ризнице облачение бархатное малиновое с оплечьем имеющее почти столетнюю давность и пожертвованное Пановыми, а так же еще более старинное серебряное облачение – дар семьи Столыпиных. Имеется напристольное Евангелие в лист, обложенное малиновым бархатом; на лицевой стороне крышки серебраное вызолоченое изображение посередине Воскресения Христова, старинной чеканной работы и по углам четыре Евангелиста – так же серебраные вызолоченые. Евангелие печатаное 1760 года при императрице Елисавете Петровне.
Другое таковое же Евангелие так же с изображением Воскресения Христова и по углам четырех Евангелистов, серебряные вызолоченые старинной чеканной работы, печатана в 1779 году при императрице Екатерине Алексеевне.
Сохранились два сосуда с приборами безпробнаго серебра, сосуд с прибором серебраные вызолоченые с чернью, но кем и когда сделан вклад – неизвестно.
Имеются два серебряных вызолоченых креста с литым изображением распятаго Господа и чеканным изображением апостолов – кресты так же старинной работы, но опять нет указаний, когда и кто их пожертвовал. Один крест весом 1 фун. 61 зол., другой – 1 ф. 70 зол.
Что касается других служебных сосудов, дарохранительницы и напрестольнаго креста – это дар прихожанки В. И. Фирсановой и принадлежит позднейшему времени.
На боковых стенах Алексиевской церкви помещены две иконы – одна вс. Николая, другая Смоленской Божией Матери в серебряных выхолоченых беспробнаго серебра ризах, по преданию принесены из упраздненной Подоленской церкви.
В приделе Муч. Параскевы в стоячем иконостасе за левым клиросом помещены две иконы: одна вверху – изображение бичуемаго Христа, в терновом венце, на нем риза шитая золотом; в нижнем ярусе – Матерь Божия скорбящая (Mater dolorosa). По преданию работа самой ризы, а равно и дар икон приписывают г-же Всеволжской.
В марте месяце сего года Московским мебельщиком Сергеем Ивановичем Цыгановым пожертвовано белое серебряное полное облачение стоимостью свыше 500 руб. и таковое же облачение на престол на поминовение умершей сестры его Зинаиды.