Солнечногорск довольно молодой город. Его история в качестве районного центра началась всего лишь 90 лет назад, в 1929 г., но история земель, на которых расположен Солнечногорский район, гораздо древнее. В 16 километрах от Солнечногорска на Пятницком шоссе расположена деревня Соколово, бывшая некогда селом. История села Соколово (оно же Петровское, оно же Рождествено) прослеживается на протяжении как минимум четырёх столетий. Это подмосковное место в разные времена относилось то к Дмитровским, то к Звенигородским землям. В окрестностях села, предположительно в XVI в., подвизались три брата – преподобные святые Тихон, Никон и Василий Соколовские, чья память отмечается всей Русской Православной церковью в первое воскресение после Петрова дня.
Тихон, Никон и Василий Соколовские… Кто были эти святые, какими подвигами они прославились? Увы, дать ответ на этот вопрос не так-то просто. Прошедшие столетия почти полностью стёрли память о страницах жизни этих угодников Божиих. Сохранилось совсем немного журнальных публикаций, кратких статей в сборниках-месяцесловах, да несколько архивных дел, где упоминаются Соколовские святые. Эта информация разбросана по различным труднодоступным источникам и, похоже, никто прежде не собирал сведения об этих угодниках Божиих.
Следует отметить, что история их почитания удивительна: на протяжении веков о них дважды почти забывали, но, к счастью, не все – отсутствие официальных документов о прославлении не мешало народному почитанию. С давних пор существовало предание о преподобных Тихоне-Никоне. В Христорождественской церкви села Соколова и окрестных часовнях люди отмечали, как издавна это было заведено предками, дни памяти своих святых, молились перед их иконами. Неподалёку от храма «издревле» установлены две часовни, поставленные, исходя из местного предания, на местах, где «стояли некогда отшельническия кельи преподобных» и обозначали места их упокоения. В сельском храме имелись три иконы древнего письма. Две из них с изображением преподобных Тихона и Никона (в иноческих мантиях и священнических епитрахилях, с открытыми головами, но без обычных надписей). Ещё на одной написаны лики обоих подвижников (в меньшей величине и с меньшим искусством). Ещё две иконы находились в часовнях: одна на месте подвигов Тихона, а другая – Никона. При этом на одной из икон, помещённых в часовнях, имелась надпись, где к имени подвижника прибавлено «чудотворец».
Однако ни сельский священник, ни прихожане не могли сказать, какие именно святые изображены на иконах, кроме их имён — Тихон и Никон. Люди хотели знать больше о подвижниках, которым они молились с давних пор, и память о которых передавались из поколения в поколение. Даже село своё они в просторечии именовали в честь преподобных «Тихон-Никон».
Как выяснилось, в середине XIX в. епархиальные власти о Соколовских святых ничего не знали. И если бы не известный церковный историк и публицист архимандрит Леонид (Кавелин), к которому обратился любознательный священник села Рождествено-Соколово Звенигородского уезда с просьбой о расследовании местного народного предания «Тихон-Никон», то мы, вероятно, сегодня и не говорили бы об этих подвижниках. К счастью, архимандрит Леонид откликнулся на просьбу сельского священника и не только попытался изучить вопрос о предании «Тихон-Никон», но написал и опубликовал небольшую статью в церковном журнале. Так православные христиане узнали о почти позабытых к тому времени святых. Но при этом никто не мог сказать как эти святые появились в селе Соколово. Поскольку село в XVII–XVIII вв. входило в обширные владения Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, естественно было предположить, что в этой местности уединились кто-либо из иноков Воскресенской обители. Но такому предположению не имелось подтверждений ни в письменных источниках, ни в монастырских преданиях.
Выдвигалась версия, что они пришли из города Карачева Орловской губернии (ныне – Брянская область). Согласно этой версии, преподобный Тихон был основателем Воскресенской Тихоновой пустыни, находившейся близ города Карачева, при реке Снежати, которая в XVII в. была приписана к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю. В Тихоновой пустыни действительно почивают под спудом мощи основателя обители священноинока Тихона. Согласно устным преданиям о преподобном Тихоне Карачевском известно, что он во время одного из неприятельских нашествий вынужден был оставить свою обитель и удалился на время в окрестность Москвы. Преподобный же Никон был, вероятно, одним из его спутников или учеников. Письменных сведений о житии Тихона Карачевского нет, поэтому это предположение требовало дальнейшей проверки.
Немного позже был найден древний исторический документ, свидетельствующий о том, что такие подвижники действительно жили, и что были они в числе святых города Дмитрова. Этот – рукопись из собрания Московской духовной академии № 209 под названием «Книга глаголемая описание о российских святых, где и в котором граде или области, или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори всякого чина святых». Указанный документ большинство учёных датируют началом XVIII в. В данной рукописи под заголовком «Града Дмитрова святыя» имеется следующая запись: «Преподобные отцы Никон, Василий, Тихон, иже бысть в пустыни Соколовской жители, яже близ монастыря Воскресенскаго на реце Истре, братия по плоти».
Сведения из этой рукописи и её различных списков имеются в нескольких месяцесловах и сборниках житий православных святых, напечатанных во второй половине XIX в. Раньше всех, видимо, вышел «Полный месяцеслов Востока» архимандрита Сергия (Спасского), первое издание которого появилось в 1876 г. Во втором томе этого сборника была опубликована следующая информация: «Никон, Василий, Тихон, иже в пустыне соколовской близ монастыря воскресенскаго на реце Истре братия по плоти. 209. КСоф.». Думается, что эта публикация была очень важной для своего времени, ведь именно благодаря ей впервые сообщалось о Соколовских подвижниках как о святых. Скорее всего, архимандрит Сергий был тем самым человеком, который нашёл сведения о святых Соколовой пустыни в историческом документе и потом опубликовал их в своём сборнике-месяцеслове. Следует также отметить, что указанный материал о Соколовских подвижниках размещён в сборнике в разделе «Приложение Третие», которое начинается со слов: «Русские святые, находящиеся в рукописных святцах, но не канонизованные». Это говорит о том, что в то время официальные церковные власти не считали Соколовских подвижников канонизованными святыми.
В 1878 г. архимандрит Леонид (Кавелин) опубликовал вторую статью в «Московских епархиальных ведомостях». На основе новых данных архимандрит Леонид определил время жизни преподобных – это вторая половина XVI в. То обстоятельство, что Соколовские пустынножители значатся в числе святых города Дмитрова, прямо указывает на то, что они подвизались в Соколовой пустыни во второй половине XVI столетия, когда местность эта входила в состав Каменского стана Дмитровского уезда. Раз написано «святые» – значит, было прославление. Но когда это случилось? Таких документов не обнаружено. Скорее всего, канонизация произошла в конце XVI в. или в начале XVII-го. Кроме того, первый раз в широкой печати было названо имя ещё одного Соколовского подвижника — Василия. При этом особо подчёркивалось, что все трое были «братия по плоти», что позволяет предположить, что они были родными братьями.
Кроме того, место, где подвизались подвижники, названо монастырским — «Соколовой пустынью». В конце публикации было высказано предположение о том, по какой причине оказались практически позабытыми имена Соколовских подвижников. «Церковь села Рождествено значится “без пения”, опустевшею от Литовскаго разорения, буря котораго, как известно, с особою жестокостию прошла по всему Дмитровскому уезду <…> и уничтожила местныя святыни; но народная память спасла от полнаго забвения имена своих местных подвижников и увековечила их по-своему: придав своему поселу своеобразное название “Тихон-Никон”». Статья заканчивается так: «После открытия письменной записи, оправдывающей и уясняющей местное предание, церковнослужители села Соколова могут ничтоже сумняясь внести эту запись в церковную летопись и вместе со своими прихожанами чтить память преподобных мужей Тихона, Никона и Василия служением панихид на месте их вечного упокоения от трудов и подвигов своей подвижнической жизни по слову писания: «память праведного с похвалами». Таким образом, можно утверждать, что автор статьи нисколько не сомневался, что Соколовские подвижники в действительности существовали, что это были достойные мужи и что местным священнослужителям следует их поминать.
Третьей публикацией в широкой печати на данную тему, является небольшая заметка, появившаяся в 1897 г. в том же журнале. Автором заметки был некто Д. Введенский. Как написано в ней, толчком к написанию послужила личная встреча с паломниками: «Мы встретили группы две богомольцев и на вопрос: „куда пробираются?” — ответивших: „в Новый Иерусалим, кормилец, да вот зайдём к угодникам Божиим Тихону — Никону”...». В заметке приводятся новые сведения: впервые говорится про «колодец, вырытый одним из подвижников». Об их почитании сказано следующим образом: «В день памяти этих угодников, которая обыкновенно совершается в селе Соколове в первый воскресный день после Петрова дня (на этот день в селе Соколове бывает базар, т.е. торговля разными мелочами)». И, наконец, сообщается, что «народное предание говорит ещё о том, что эти подвижники скрылись после многолетних своих подвигов куда-то неизвестно».
Сведения о Соколовских святых были внесены в «Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем Отечестве», автором которого был архиепископ Димитрий (Самбикин).
В 1882 г. была напечатана книга Н.П. Барсукова «Источники русской агиографии». В ней также упоминаются Соколовские святые, однако, добавлено: «Неканонизованы».
Ещё один сборник выпущен графом М.В. Толстым в 1887 г. В нём, помимо известного текста рукописи № 209, приводится такая информация: «Близ села Соколова, в 15 верстах от Воскресенскаго (Новый Иерусалим) монастыря, в роще стоят два дуба. Здесь, по преданию, спасались пустынники: Никон, Тихон и Василий. Последняго местные жители позабыли, но о двух первых память сохранилась; даже соседние крестьяне называют село Соколово не иначе, как „Тихон-Никон”. Время и обстоятельства жизни этих пустынников неизвестны. Икона их находится в местной церкви. Не канонизованы».
В 1901 г. вышло второе издание месяцеслова Сергия (Спасского). Аналогично первому, указанные сведения размещены в книге в «Приложении Третием», посвящённом святым, которые «не канонизованные».
В 1903 г. известный агиолог Е.Е. Голубинский выпустил книгу, в которой упоминаются Соколовские святые в разделе «Список усопших, на самом деле почитаемых».
Первым изданием Русской Православной Церкви, где соколовские подвижники упомянуты как местно почитаемые святые, следует считать «Верный месяцеслов», напечатанный в Синодальной типографии в 1903 г. Включение трёх Соколовских святых в официальный месяцеслов следует считать подтверждением того факта, что в начале XX в. они уже признавались церковными властями местночтимыми святыми Московской епархии.
26–27 марта 1903 г. Указом Святейшего Синода был утверждён список местночтимых святых Московской епархии, в который оказались включены имена преподобных Тихона, Василия и Никона Соколовских, и был для них установлен переходящий день памяти в первое воскресенье после праздника Апостолов Петра и Павла.
Казалось бы, новые материалы по теме соколовских святых в годы советской власти, учитывая гонения на Церковь и притеснения верующих, вряд ли могли появиться. Однако это оказалось не так. В 1931–1935 гг. в СССР выходил «Журнал Московской Патриархии», и в нём церковные календари печатались по частям (по несколько месяцев). Записи о соколовских святых встречаются в календарях 1931-го, 1933-го и 1934 гг. В календаре, изданном в 1938 г. в Почаеве (в то время это была заграница), были упомянуты Соколовские святые. В Церковном календаре, ежегодно выпускавшемся Московской Патриархией, в послевоенных выпусках была размещена краткая информация о дне памяти Соколовских святых, который был переходящим. Например, в календаре за 1963 год для июля месяца имеется следующая запись: «Старый стиль: 1, Новый стиль: 14, Дни: Вс. Прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI) (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня)». Аналогичные записи имеются в календарях за другие годы, Например, в 1960 г. празднование Соколовских святых было 4 июля, 1965 г. — 5 июля (по старому стилю). Эти публикации являются подтверждением того факта, что в годы советской власти Соколовские подвижники официально признавались церковными властями святыми.
В постсоветский период информация о Соколовских святых появилась в исследованиях А.В. Бокарева, написавшего статью для книги «Солнечногорье – страницы истории», а также в статье игумена Андроника (Трубачёва) в «Православной энциклопедии». Начиная с 2016 г. в различных печатных и интернет- изданиях был опубликован ряд статей о современных исследованиях древнего предания «Тихон-Никон». Первая статья с обзором исторических источников, под авторством С.П. Носикова вышла в краеведческом альманахе «Лучи Солнечногорья». В том же 2016 г. вышел сборник статей «Забытые святые села Соколово».
Молебны в деревне Соколово на месте подвигов преподобных не проводились около 100 лет. Была закрыта и разрушена Христорождественская церковь, исчезли и часовни, по преданию установленные на местах упокоения преподобных отцов. К сожалению, были утрачены древние иконы преподобных. В наше время были написаны две иконы Соколовских святых. Одна иконописцем Романом Князевым (икона находится в Никольском храме деревни Алексеевское, Солнечногорского района). Другая священником Покровского храма деревни Мышецкое, Солнечногорского района о. Леонидом Клюшиным (икона находится в Никольском храме Солнечногорска).
С 2013 г. во всех храмах Солнечногорского благочиния поминаются преподобные отцы Тихон, Василий и Никон. Протоиереем Вадимом Елисеевым был отслужен молебен на месте подвига святых. В день памяти святых братьев, 13 июля 2014 г., в Покровском храме деревни Головково священником Алексием Карачаровым была совершена бденная служба этим преподобным, а 19 июля 2015 г., был установлен и освящён Поклонный крест на месте престола древнего деревянного Христорождественского храма, что на погосте Соколово.
С 15 февраля 2016 г. еженедельно, по понедельникам, в 13:30 иереем Алексием Карачаровым служится молебен преподобным отцам и панихида.
Соколовские святые стали единственными древнерусскими святыми, чья жизнь проходила на территории современного Солнечногорского района. И вновь, как и в прежние времена, в первое воскресенье после праздника апостолов Петра и Павла, преподобные отцы Тихон, Никон и Василий Соколовские чествуются молебнами перед иконами в селе Соколово.
Автор: Сергей Носиков, Михаил Воробьёв
Солнечногорск довольно молодой город. Его история в качестве районного центра началась всего лишь 90 лет назад, в 1929 г., но история земель, на которых расположен Солнечногорский район, гораздо древнее. В 16 километрах от Солнечногорска на Пятницком шоссе расположена деревня Соколово, бывшая некогда селом. История села Соколово (оно же Петровское, оно же Рождествено) прослеживается на протяжении как минимум четырёх столетий. Это подмосковное место в разные времена относилось то к Дмитровским, то к Звенигородским землям. В окрестностях села, предположительно в XVI в., подвизались три брата – преподобные святые Тихон, Никон и Василий Соколовские, чья память отмечается всей Русской Православной церковью в первое воскресение после Петрова дня.
Тихон, Никон и Василий Соколовские… Кто были эти святые, какими подвигами они прославились? Увы, дать ответ на этот вопрос не так-то просто. Прошедшие столетия почти полностью стёрли память о страницах жизни этих угодников Божиих. Сохранилось совсем немного журнальных публикаций, кратких статей в сборниках-месяцесловах, да несколько архивных дел, где упоминаются Соколовские святые. Эта информация разбросана по различным труднодоступным источникам и, похоже, никто прежде не собирал сведения об этих угодниках Божиих.
Следует отметить, что история их почитания удивительна: на протяжении веков о них дважды почти забывали, но, к счастью, не все – отсутствие официальных документов о прославлении не мешало народному почитанию. С давних пор существовало предание о преподобных Тихоне-Никоне. В Христорождественской церкви села Соколова и окрестных часовнях люди отмечали, как издавна это было заведено предками, дни памяти своих святых, молились перед их иконами. Неподалёку от храма «издревле» установлены две часовни, поставленные, исходя из местного предания, на местах, где «стояли некогда отшельническия кельи преподобных» и обозначали места их упокоения. В сельском храме имелись три иконы древнего письма. Две из них с изображением преподобных Тихона и Никона (в иноческих мантиях и священнических епитрахилях, с открытыми головами, но без обычных надписей). Ещё на одной написаны лики обоих подвижников (в меньшей величине и с меньшим искусством). Ещё две иконы находились в часовнях: одна на месте подвигов Тихона, а другая – Никона. При этом на одной из икон, помещённых в часовнях, имелась надпись, где к имени подвижника прибавлено «чудотворец».
Однако ни сельский священник, ни прихожане не могли сказать, какие именно святые изображены на иконах, кроме их имён — Тихон и Никон. Люди хотели знать больше о подвижниках, которым они молились с давних пор, и память о которых передавались из поколения в поколение. Даже село своё они в просторечии именовали в честь преподобных «Тихон-Никон».
Как выяснилось, в середине XIX в. епархиальные власти о Соколовских святых ничего не знали. И если бы не известный церковный историк и публицист архимандрит Леонид (Кавелин), к которому обратился любознательный священник села Рождествено-Соколово Звенигородского уезда с просьбой о расследовании местного народного предания «Тихон-Никон», то мы, вероятно, сегодня и не говорили бы об этих подвижниках. К счастью, архимандрит Леонид откликнулся на просьбу сельского священника и не только попытался изучить вопрос о предании «Тихон-Никон», но написал и опубликовал небольшую статью в церковном журнале. Так православные христиане узнали о почти позабытых к тому времени святых. Но при этом никто не мог сказать как эти святые появились в селе Соколово. Поскольку село в XVII–XVIII вв. входило в обширные владения Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, естественно было предположить, что в этой местности уединились кто-либо из иноков Воскресенской обители. Но такому предположению не имелось подтверждений ни в письменных источниках, ни в монастырских преданиях.
Выдвигалась версия, что они пришли из города Карачева Орловской губернии (ныне – Брянская область). Согласно этой версии, преподобный Тихон был основателем Воскресенской Тихоновой пустыни, находившейся близ города Карачева, при реке Снежати, которая в XVII в. была приписана к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю. В Тихоновой пустыни действительно почивают под спудом мощи основателя обители священноинока Тихона. Согласно устным преданиям о преподобном Тихоне Карачевском известно, что он во время одного из неприятельских нашествий вынужден был оставить свою обитель и удалился на время в окрестность Москвы. Преподобный же Никон был, вероятно, одним из его спутников или учеников. Письменных сведений о житии Тихона Карачевского нет, поэтому это предположение требовало дальнейшей проверки.
Немного позже был найден древний исторический документ, свидетельствующий о том, что такие подвижники действительно жили, и что были они в числе святых города Дмитрова. Этот – рукопись из собрания Московской духовной академии № 209 под названием «Книга глаголемая описание о российских святых, где и в котором граде или области, или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори всякого чина святых». Указанный документ большинство учёных датируют началом XVIII в. В данной рукописи под заголовком «Града Дмитрова святыя» имеется следующая запись: «Преподобные отцы Никон, Василий, Тихон, иже бысть в пустыни Соколовской жители, яже близ монастыря Воскресенскаго на реце Истре, братия по плоти».
Сведения из этой рукописи и её различных списков имеются в нескольких месяцесловах и сборниках житий православных святых, напечатанных во второй половине XIX в. Раньше всех, видимо, вышел «Полный месяцеслов Востока» архимандрита Сергия (Спасского), первое издание которого появилось в 1876 г. Во втором томе этого сборника была опубликована следующая информация: «Никон, Василий, Тихон, иже в пустыне соколовской близ монастыря воскресенскаго на реце Истре братия по плоти. 209. КСоф.». Думается, что эта публикация была очень важной для своего времени, ведь именно благодаря ей впервые сообщалось о Соколовских подвижниках как о святых. Скорее всего, архимандрит Сергий был тем самым человеком, который нашёл сведения о святых Соколовой пустыни в историческом документе и потом опубликовал их в своём сборнике-месяцеслове. Следует также отметить, что указанный материал о Соколовских подвижниках размещён в сборнике в разделе «Приложение Третие», которое начинается со слов: «Русские святые, находящиеся в рукописных святцах, но не канонизованные». Это говорит о том, что в то время официальные церковные власти не считали Соколовских подвижников канонизованными святыми.
В 1878 г. архимандрит Леонид (Кавелин) опубликовал вторую статью в «Московских епархиальных ведомостях». На основе новых данных архимандрит Леонид определил время жизни преподобных – это вторая половина XVI в. То обстоятельство, что Соколовские пустынножители значатся в числе святых города Дмитрова, прямо указывает на то, что они подвизались в Соколовой пустыни во второй половине XVI столетия, когда местность эта входила в состав Каменского стана Дмитровского уезда. Раз написано «святые» – значит, было прославление. Но когда это случилось? Таких документов не обнаружено. Скорее всего, канонизация произошла в конце XVI в. или в начале XVII-го. Кроме того, первый раз в широкой печати было названо имя ещё одного Соколовского подвижника — Василия. При этом особо подчёркивалось, что все трое были «братия по плоти», что позволяет предположить, что они были родными братьями.
Кроме того, место, где подвизались подвижники, названо монастырским — «Соколовой пустынью». В конце публикации было высказано предположение о том, по какой причине оказались практически позабытыми имена Соколовских подвижников. «Церковь села Рождествено значится “без пения”, опустевшею от Литовскаго разорения, буря котораго, как известно, с особою жестокостию прошла по всему Дмитровскому уезду <…> и уничтожила местныя святыни; но народная память спасла от полнаго забвения имена своих местных подвижников и увековечила их по-своему: придав своему поселу своеобразное название “Тихон-Никон”». Статья заканчивается так: «После открытия письменной записи, оправдывающей и уясняющей местное предание, церковнослужители села Соколова могут ничтоже сумняясь внести эту запись в церковную летопись и вместе со своими прихожанами чтить память преподобных мужей Тихона, Никона и Василия служением панихид на месте их вечного упокоения от трудов и подвигов своей подвижнической жизни по слову писания: «память праведного с похвалами». Таким образом, можно утверждать, что автор статьи нисколько не сомневался, что Соколовские подвижники в действительности существовали, что это были достойные мужи и что местным священнослужителям следует их поминать.
Третьей публикацией в широкой печати на данную тему, является небольшая заметка, появившаяся в 1897 г. в том же журнале. Автором заметки был некто Д. Введенский. Как написано в ней, толчком к написанию послужила личная встреча с паломниками: «Мы встретили группы две богомольцев и на вопрос: „куда пробираются?” — ответивших: „в Новый Иерусалим, кормилец, да вот зайдём к угодникам Божиим Тихону — Никону”...». В заметке приводятся новые сведения: впервые говорится про «колодец, вырытый одним из подвижников». Об их почитании сказано следующим образом: «В день памяти этих угодников, которая обыкновенно совершается в селе Соколове в первый воскресный день после Петрова дня (на этот день в селе Соколове бывает базар, т.е. торговля разными мелочами)». И, наконец, сообщается, что «народное предание говорит ещё о том, что эти подвижники скрылись после многолетних своих подвигов куда-то неизвестно».
Сведения о Соколовских святых были внесены в «Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем Отечестве», автором которого был архиепископ Димитрий (Самбикин).
В 1882 г. была напечатана книга Н.П. Барсукова «Источники русской агиографии». В ней также упоминаются Соколовские святые, однако, добавлено: «Неканонизованы».
Ещё один сборник выпущен графом М.В. Толстым в 1887 г. В нём, помимо известного текста рукописи № 209, приводится такая информация: «Близ села Соколова, в 15 верстах от Воскресенскаго (Новый Иерусалим) монастыря, в роще стоят два дуба. Здесь, по преданию, спасались пустынники: Никон, Тихон и Василий. Последняго местные жители позабыли, но о двух первых память сохранилась; даже соседние крестьяне называют село Соколово не иначе, как „Тихон-Никон”. Время и обстоятельства жизни этих пустынников неизвестны. Икона их находится в местной церкви. Не канонизованы».
В 1901 г. вышло второе издание месяцеслова Сергия (Спасского). Аналогично первому, указанные сведения размещены в книге в «Приложении Третием», посвящённом святым, которые «не канонизованные».
В 1903 г. известный агиолог Е.Е. Голубинский выпустил книгу, в которой упоминаются Соколовские святые в разделе «Список усопших, на самом деле почитаемых».
Первым изданием Русской Православной Церкви, где соколовские подвижники упомянуты как местно почитаемые святые, следует считать «Верный месяцеслов», напечатанный в Синодальной типографии в 1903 г. Включение трёх Соколовских святых в официальный месяцеслов следует считать подтверждением того факта, что в начале XX в. они уже признавались церковными властями местночтимыми святыми Московской епархии.
26–27 марта 1903 г. Указом Святейшего Синода был утверждён список местночтимых святых Московской епархии, в который оказались включены имена преподобных Тихона, Василия и Никона Соколовских, и был для них установлен переходящий день памяти в первое воскресенье после праздника Апостолов Петра и Павла.
Казалось бы, новые материалы по теме соколовских святых в годы советской власти, учитывая гонения на Церковь и притеснения верующих, вряд ли могли появиться. Однако это оказалось не так. В 1931–1935 гг. в СССР выходил «Журнал Московской Патриархии», и в нём церковные календари печатались по частям (по несколько месяцев). Записи о соколовских святых встречаются в календарях 1931-го, 1933-го и 1934 гг. В календаре, изданном в 1938 г. в Почаеве (в то время это была заграница), были упомянуты Соколовские святые. В Церковном календаре, ежегодно выпускавшемся Московской Патриархией, в послевоенных выпусках была размещена краткая информация о дне памяти Соколовских святых, который был переходящим. Например, в календаре за 1963 год для июля месяца имеется следующая запись: «Старый стиль: 1, Новый стиль: 14, Дни: Вс. Прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI) (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня)». Аналогичные записи имеются в календарях за другие годы, Например, в 1960 г. празднование Соколовских святых было 4 июля, 1965 г. — 5 июля (по старому стилю). Эти публикации являются подтверждением того факта, что в годы советской власти Соколовские подвижники официально признавались церковными властями святыми.
В постсоветский период информация о Соколовских святых появилась в исследованиях А.В. Бокарева, написавшего статью для книги «Солнечногорье – страницы истории», а также в статье игумена Андроника (Трубачёва) в «Православной энциклопедии». Начиная с 2016 г. в различных печатных и интернет- изданиях был опубликован ряд статей о современных исследованиях древнего предания «Тихон-Никон». Первая статья с обзором исторических источников, под авторством С.П. Носикова вышла в краеведческом альманахе «Лучи Солнечногорья». В том же 2016 г. вышел сборник статей «Забытые святые села Соколово».
Молебны в деревне Соколово на месте подвигов преподобных не проводились около 100 лет. Была закрыта и разрушена Христорождественская церковь, исчезли и часовни, по преданию установленные на местах упокоения преподобных отцов. К сожалению, были утрачены древние иконы преподобных. В наше время были написаны две иконы Соколовских святых. Одна иконописцем Романом Князевым (икона находится в Никольском храме деревни Алексеевское, Солнечногорского района). Другая священником Покровского храма деревни Мышецкое, Солнечногорского района о. Леонидом Клюшиным (икона находится в Никольском храме Солнечногорска).
С 2013 г. во всех храмах Солнечногорского благочиния поминаются преподобные отцы Тихон, Василий и Никон. Протоиереем Вадимом Елисеевым был отслужен молебен на месте подвига святых. В день памяти святых братьев, 13 июля 2014 г., в Покровском храме деревни Головково священником Алексием Карачаровым была совершена бденная служба этим преподобным, а 19 июля 2015 г., был установлен и освящён Поклонный крест на месте престола древнего деревянного Христорождественского храма, что на погосте Соколово.
С 15 февраля 2016 г. еженедельно, по понедельникам, в 13:30 иереем Алексием Карачаровым служится молебен преподобным отцам и панихида.
Соколовские святые стали единственными древнерусскими святыми, чья жизнь проходила на территории современного Солнечногорского района. И вновь, как и в прежние времена, в первое воскресенье после праздника апостолов Петра и Павла, преподобные отцы Тихон, Никон и Василий Соколовские чествуются молебнами перед иконами в селе Соколово.
i-podmoskovie.ru
Автор: Сергей Носиков, Михаил Воробьёв